mapsia.ru
Выберите регион
Музыка Россия
Москва
Большой театр - Достопримечательность

Большой театр (10)

Государственный академический Большой театр России, Большой театр России или просто Большой театр - один из крупнейших в России и один из самых значительных в мире театров оперы и балета.

Комплекс зданий театра расположен в центре Москвы, на Театральной площади. Большой театр, его музей, здание исторической сцены - объект культурного наследия народов России федерального значения.

История

Изначально театр был частным, но с 1794 года стал казённым, составляющим вместе с Малым единую московскую труппу императорских театров. Время от времени статус московской труппы менялся: она то переходила в подчинение московскому генерал-губернатору, то вновь - под петербургскую дирекцию. Так продолжалось до революции 1917 года, когда все имущество было национализировано и произошло полное разделение Малого и Большого театров.

Вся история театральной культуры Москвы долгие годы была связана с Большим театром.

Петровский театр - театр Меддокса

Историю театра принято вести с 17 (28) марта 1776 года, когда губернский прокурор князь Пётр Васильевич Урусов получил высочайшее соизволение императрицы Екатерины II «содержать… театральные всякого рода представления, а также концерты, воксалы и маскарады». Князь начал строительство театра, который - по месту расположения на улице Петровка (на правом берегу Неглинки) - был назван Петровским. Театр Урусова сгорел ещё до его открытия, и князь передал дела своему компаньону, английскому предпринимателю Майклу (Михаилу) Меддоксу. Именно под руководством Меддокса по проекту архитектора Христиана Розберга в 1776 -1789 годах был построен Большой Петровский театр. Театр получил название по улице Петровке, в начале которой он стоял на тесном участке, окружённый хаотичной застройкой.

Трёхэтажное кирпичное здание с белокаменными деталями и под тесовой крышей поднялось за пять месяцев и обошлось Меддоксу в 130 тысяч рублей серебром, на 50 тысяч больше сметы. Торжественное открытие состоялось 30 декабря 1780 года. Театр имел партер, три яруса лож и галерею, вмещавшие около 1 тыс. зрителей, «маскерадную залу в два света», «карточную» и другие специальные помещения; в 1788 году к театру пристроили новый круглый маскарадный зал - «Ротунду». По другим источникам, зал вмещал 800 посетителей: «В театре было четыре яруса с ложами и две просторные галереи. В партере насчитывалось два ряда с закрытыми по бокам сиденьями. Роскошно украшенные ложи стоили от трёхсот до тысячи рублей и дороже. Билет в партер стоил один рубль. Театральный зал вмещал 800 зрителей и ещё столько же публики вмещалось на галереях». За первые 14 лет владения театром Меддоксом в Петровском театре было поставлено 425 оперных и балетных спектаклей. В 1794 году Меддокс из-за финансовых трудностей вынужден был передать театр в казну; театр стал Императорским.

Петровский театр Меддокса простоял 25 лет - 8 октября 1805 года здание сгорело. В течение трёх лет труппа давала представления в домашних театрах московской знати; некоторое время спектакли шли во владении Пашковых в северном крыле здания на углу Моховой и Большой Никитской улиц (позднее перестроенном под университетскую церковь мученицы Татьяны). Новое деревянное здание было построено К. И. Росси на Арбатской площади. Театр имел партер, бенуар, три яруса лож и раёк, отличался хорошей акустикой; его интерьеры были расписаны художником М. И. Скотти. Площадь, ранее отличавшуюся непролазной грязью, выровняли и замостили, а перед театром разбили цветники. Просуществовав четыре года, здание театра сгорело во время московского пожара 1812 года. После этого театр разместился на Знаменке в доме Апраксина, который был построен в 1792 году по проекту архитектора Ф. Кампорези. Театральное помещение в доме Апраксина было тесным и неудобным, вместо кресел там стояли обтянутые грубым сукном скамейки; несколько раз за время нахождения там Петровского театра в нём случались пожары.

После войны 1812 года

В 1816 году Комиссия о строении Москвы объявила конкурс на возведение нового здания театра, обязательным условием которого стало включение в постройку обгоревшей стены театра Меддокса. В конкурсе приняли участие Л. Дюбуи, Д. Жилярди, Ф. Кампорези, П. Гонзаго, А. Н. Бакарев и другие архитекторы, однако ни один проект не был принят. Победителем повторного конкурса был признан проект профессора Императорской Академии художеств А. А. Михайлова. Однако проект Михайлова посчитали слишком дорогостоящим, к тому же задуманное им здание театра по своему масштабу, чрезмерно крупному, не соответствовало окружающей застройке. Переработку проекта поручили архитектору О. И. Бове, который полностью сохранил основы композиции Михайлова, однако существенно изменил пропорции здания, уменьшив его высоту с 41 до 37 метров, а также внёс существенные коррективы в его наружную и внутреннюю отделку.

По замыслу Бове, претворявшего в жизнь идеи разработанного им и утверждённого в 1817 году генерального плана Москвы, театр должен был стать композиционным центром ампирного города-храма, восславлявшего победу в Отечественной войне. Величие театра подчёркивалось разбитой перед ним строгой прямоугольной площадью, в 1820-е называвшейся Петровской, но вскоре переименованной в Театральную. Бове привёл спроектированный Михайловым объём в соответствие с площадью и развернул квадригу Аполлона к зрителям. Проект сооружения театра был утверждён 10 ноября 1821 года; ещё до его утверждения Бове приступил к постройке фундаментов театра по намеченному им плану, при этом часть фундаментов сгоревшего здания были сохранены.

Театр открылся 6 (18) января 1825 года представлением «Торжество муз» - прологом в стихах М. А. Дмитриева, музыка Ф. Е. Шольца, А. Н. Верстовского и А. А. Алябьева: сюжет в аллегорической форме рассказывал, как Гений России, объединившись с музами, из развалин сгоревшего Большого Петровского театра Меддокса создал новый. Роли исполняли лучшие московские актеры: Гений России - трагик П. С. Мочалов, Аполлон - певец Н. В. Лавров, муза Терпсихора - ведущая танцовщица московской труппы Ф. Гюллень-Сор. После антракта был показан балет «Сандрильона» (Золушка) на музыку Ф. Сора, балетмейстеры Ф.-В. Гюллень-Сор и И. К. Лобанов, постановка перенесена со сцены Театра на Моховой. На следующий день спектакль был повторен. Об этом открытии сохранились воспоминания С. Аксакова: «Большой Петровский театр, возникший из старых, обгорелых развалин… изумил и восхитил меня… Великолепное громадное здание, исключительно посвященное моему любимому искусству, уже одной своею внешностью привело меня в радостное волнение»; а В. Одоевский, восхищаясь балетным спектаклем, писал об этом представлении так: «Блеск костюмов, красота декораций, словом, все театральное великолепие здесь соединилось, как равно и в прологе».

В 1842 году театр перешёл под руководство петербургской дирекции императорских театров; из Петербурга в Москву приехала оперная труппа, а управляющим Московской театральной конторой был назначен известный композитор А. Н. Верстовский, который занимал эту должность до 1859 года. Крупная реконструкция театрального здания была осуществлена в 1843 году по проекту архитектора А. С. Никитина - он заменил ионические капители портика на капители типа Эрехтейона, перестроил линию боковых лож, кулуары и сценическую часть, где появилась арьер-сцена.

11 (23) марта 1853 года театр сгорел; от пожара, длившегося несколько дней, уцелели только каменные внешние стены здания и колоннада портика.

Восстановление по проекту А. Кавоса

К конкурсу на восстановление театра были привлечены архитекторы Константин Тон, А. С. Никитин, Александр Матвеев и главный архитектор Императорских театров Альберт Кавос. Победил проект Кавоса; театр был восстановлен за три года. В основном объём здания и планировка были сохранены, однако Кавос несколько увеличил высоту здания, изменил пропорции и полностью переработал архитектурный декор, оформив фасады в духе ранней эклектики. Взамен погибшей при пожаре алебастровой скульптуры Аполлона над входным портиком поставили бронзовую квадригу работы Петра Клодта. На фронтоне был установлен гипсовый двуглавый орёл - государственный герб Российской империи. Театр открылся вновь 20 августа 1856 года оперой Беллини «Пуритане».

В 1886 -1893 годах тыльная сторона здания была перестроена по проекту архитектора Э. К. Гернета, в результате чего сохранённые Кавосом колонны портика оказались внутри складских помещений. В 1890 году в стенах здания появились трещины; проведённое обследование выявило, что фундаменты театра покоились на сгнивших деревянных сваях. В 1894 -1898 годах по проекту архитекторов И. И. Рерберга, К. В. Терского и К. Я. Маевского под здание театра был подведён новый фундамент. Однако осадка здания не прекратилась: в 1902 году во время спектакля значительно осела стена зрительного зала, в результате чего заклинило двери в средние ложи и публика была вынуждена выбираться через соседние.

XX век

С 1918 года Большой театр стал называться академическим. В течение нескольких лет после Октябрьской революции не прекращались споры о судьбе театра; многие высказывались за его закрытие, начиная с Ленина. Активно ему, в 1922 г. тяжело заболевшему, противостояли Сталин, в 1922 г. ставший Генеральным секретарём ЦК РКП(б), Анатолий Луначарский, нарком просвещения, и Михаил Калинин, председатель Всероссийского ЦИК.

В 1922 году Президиум ВЦИК постановил считать закрытие театра хозяйственно нецелесообразным. В 1921 году здание театра обследовала комиссия, включающая видных московских архитекторов А. В. Щусева, И. П. Машкова, С. Ф. Воскресенского и И. В. Жолтовского; комиссия пришла к выводу о катастрофическом состоянии полукольцевой стены зрительного зала, которая служила опорой для сводов коридоров и всего зрительного зала. Работы по укреплению стены под руководством И. И. Рерберга начались в августе-сентябре 1921 года и продолжались в течение двух лет. В 1928 году с целью ликвидации ранговой иерархии посетителей архитектор П. А. Толстых перепланировал ряд лестниц и других помещений здания . В середине 1920-х годов старый занавес с изображением квадриги Аполлона был заменён новым, выполненным по рисунку Ф. Ф. Федоровского.

22 июня 1941 года в филиале Большого театра (Большой театр с 15.04.1941 находился на реконструкции) прошла премьера оперы Гуно «Ромео и Джульетта», в которой партию Ромео исполнял Сергей Лемешев. Зал был полон. В годы Великой Отечественной войны с октября 1941 по июль 1943 года Большой театр находился в эвакуации в Куйбышеве, где поставил спектакли «Евгений Онегин», «Лебединое озеро», «Травиата», «Аида», «Кармен», «Пиковая дама», «Вильгельм Телль». 5 марта 1942 г. первое исполнение Седьмой симфонии Шостаковича. В это время коллектив театра активно вносил средства в Фонд обороны и получил за это благодарность от Сталина. Артисты и музыканты жили в выделенном театру пустом школьном здании на окраине города, где не было никакой мебели.

В 1955 году на сцене театра появляется новый роскошный занавес из парчи, прозванный «золотым», выполненный по проекту Ф. Ф. Федоровского, который на протяжении 50 лет был главным оформлением сцены. После реконструкции Большого театра, занавес в отреставрированном и слегка изменённом виде (были заменены гербы и надписи), вновь украсил сцену главного театра страны.

С 1976 года по 1991 год театр официально назывался «Государственный дважды ордена Ленина академический Большой театр Союза ССР».

XXI век

Новая сцена

Здание Новой сцены Большого театра по адресу: улица Большая Дмитровка, дом 4, стр. 2.ф на 879 мест. строилось с 1995 по 2002 год на месте исторических многоквартирных домов. В оформлении плафона зрительного зала использованы эскизы Леона Бакста в редакции Зураба Церетели.

Новая сцена открылась 29 ноября 2002 года оперой Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Во время реконструкции Основной сцены, с 2005 по 2011 год, на ней исполнялся весь оперный и балетный репертуар Большого театра.

В настоящее время на Новой сцене исполняются спектакли из репертуара Большого театра, проводятся гастроли российских и зарубежных театральных коллективов.

Реконструкция 2005 -2011 годов

1 июля 2005 года Историческая сцена Большого театра закрылась на реконструкцию, которую первоначально предполагали завершить в 2008 году. Последним спектаклем, прошедшим на Основной сцене перед закрытием, стала опера Мусоргского «Борис Годунов» (30 июня 2005 года). Театр был открыт 28 октября 2011 года гала-концертом с участием артистов оперы и балета в постановке Дмитрия Чернякова. Премьера оперы Глинки «Руслан и Людмила», также в постановке Чернякова, которой изначально предполагалось открыть театр, состоялась 2 ноября. Подготовительные работы для предстоящей реконструкции, в ходе которых от исторического здания остались только три несущих стены - главный фасад и боковые, а под фундаментом был вырыт гигантский котлован глубиной более 30 метров, сильно затянулись.

В ходе реконструкции количество мест в зрительном зале было уменьшено с 2155 до 1740.

В сентябре 2009 года СКП России возбудил уголовное дело о необоснованном расходовании средств. По данным Счётной палаты, за период реконструкции Большого театра её стоимость выросла в 16 раз, а по словам министра культуры А. А. Авдеева на март 2011 года превысила 20 млрд рублей (500 млн €), что, якобы, было в первую очередь связано с сильным подорожанием цемента и кирпича.

14 февраля 2012 года Счётная палата РФ указала, что «реконструкция Большого театра обошлась в 35,4 млрд рублей, вместо запланированных 37 млрд, что составляет 95,5 процентов сметной стоимости».

Современная история

С 2009 года, после ухода Александра Ведерникова с поста главного дирижёра, музыкальными руководителями театра были композитор Леонид Десятников (2009 -2010) и дирижёр Василий Синайский (2010 -2013). В январе 2014 года главным дирижёром и музыкальным руководителем театра стал Туган Сохиев.

С июля 2013 года Владимир Урин занимает пост генерального директора Большого театра.

В 2013 году в Большом театре был установлен новый, четвёртый в истории театра, духовой орган производства немецкой органостроительной фирмы «Глаттер-Гёц».

В июле 2016 года Большой театр при поддержке группы «Сумма» и департамента культуры правительства Москвы запустил серию уличных трансляций своих спектаклей. Трансляции осуществлялись на специальном всепогодном экране, смонтированном на главном фасаде театра, и были приурочены к пятилетию со дня окончания реставрации. 1 и 2 июля была показана опера Римского-Корсакова «Царская невеста», 8 и 9 июля прошли показы балета Джорджа Баланчина «Драгоценности».

В марте 2020 года, на фоне карантина, вызванного пандемией коронавируса, Большой театр начал серию онлайн-трансляций ранее записанных спектаклей «золотого фонда» на своем официальном YouTube-канале. В первые сутки балет «Лебединое озеро» посмотрели более 1 млн человек. В рамках карантина также состоялся концерт, где звезды классической сцены и эстрады, актеры театра и кино выступили при пустом зале, чтобы выразить свою благодарность медикам и другим работникам, которые продолжают деятельность в период пандемии.

В сентябре 2020 года YouTube-канал Большого театра первым из российских театров получил «Серебряную кнопку» YouTube.

Важные даты

  • 17 (28) марта 1776 - день основания Большого театра (создание труппы).
  • 30 декабря 1780 - открытие Петровского театра.
  • 8 октября 1805 - пожар, гибель здания Петровского театра.
  • 1806 - театр получает статус Императорского.
  • 13 апреля 1808 - открытие Нового арбатского императорского театра.
  • 1812 - пожар, гибель здания театра.
  • 1821 -1824 - строительство нового здания театра по проекту О. Бове.
  • 6 января 1825 - открытие Большого Петровского театра.
  • 1842 - крупная реконструкция театра по проекту А. С. Никитина.
  • 11 марта 1853 - пожар, гибель здания театра.
  • 14 мая 1855 - утверждение проекта восстановления здания театра Альберта Кавоса.
  • 20 августа 1856 - открытие Большого театра.
  • 16 декабря 1888 - премьера оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского.
  • 1895 - капитальный ремонт фундаментов театра.
  • 10 октября 1901 - премьера оперы «Псковитянка» Н. Римского-Корсакова с Ф. И. Шаляпиным в роли Ивана Грозного.
  • 28 февраля 1917 - отмена статуса Императорского театра.
  • 4 мая 1919 - первый симфонический концерт оркестра театра, дирижёр - Сергей Кусевицкий.
  • 7 декабря 1919 - распоряжение о переименовании: Государственный академический Большой театр.
  • 12 декабря 1919 - попытка упразднения Большого театра.
  • 18 февраля 1921 - открытие Бетховенского зала.
  • 1921 -1923 реконструкция здания театра под руководством И. И. Рерберга.
  • Февраль 1922 - решение Президиума ВЦИК о продолжении работы Большого театра.
  • 1 февраля 1925 - Торжественное празднование 100-летнего юбилея.
  • 1935 - премьера оперы «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича.
  • 1937 - Большой театр награждён первым орденом Ленина.
  • 15 апреля 1941 - начало реконструкции здания.
  • 1941 - эвакуация театра в Куйбышев.
  • 28 октября 1941 - в здание театра попадает бомба.
  • 26 сентября 1943 - первый спектакль после возвращения из эвакуации.
  • 16 декабря 1948 - премьера оперы Борис Годунов в постановке Леонида Баратова и в сценографии Фёдора Федоровского.
  • 1955 - установка знаменитого «золотого» занавеса на сцене Большого театра. Автор проекта - Фёдор Федоровский.
  • 1956 - балетная труппа впервые отправилась на знаменитые гастроли Большого театра в Лондоне.
  • 1959 - всемирно известный певец Марио дель Монако выступает в опере «Кармен» Ж. Бизе, в партии Хозе (Кармен - И. Архипова).
  • 1960 - мировая премьера оперы «Повесть о настоящем человеке» С. Прокофьева.
  • 1960-е - 1970-е - реконструкция здания.
  • 1961 - Большой театр получает сценическую площадку в кремлёвском Дворце съездов.
  • 1964 - Марлен Дитрих выступает со своей программой шоу «Marlene Expirience». Вызвана под занавес 200 раз.
  • 1964 - Юрий Григорович назначен главным балетмейстером Большого театра.
  • 1968 - премьера балета «Спартак» А. Хачатуряна в постановке Ю. Григоровича.
  • 1975 - завершение реконструкции здания.
  • 1976 - торжественное празднование 200-летия Большого театра. Награждение вторым орденом Ленина.
  • 1982 - премьера балета «Золотой век» Д. Шостаковича в постановке Ю. Григоровича.
  • 4 июля 1985 - Марк Рейзен в возрасте 90 лет исполнил партию Гремина в опере «Евгений Онегин», тем самым став рекордсменом Книги рекордов Гиннесса.
  • 29 ноября 2002 - открытие Новой сцены Большого театра.
  • 2 июля 2005 - закрытие здания Большого театра на реконструкцию.
  • 1 октября 2011 - Большой театр сдан в эксплуатацию, спустя 6 лет и 3 месяца.
  • 28 октября 2011 - торжественное открытие Большого театра после реконструкции.
  • 1 декабря 2011 - возобновление постановки оперы Борис Годунов 1948 года.
  • 14 мая 2013 - концерт-презентация с открытием нового духового органа фирмы «Глаттер-Гёц».
  • 8 июня 2013 - премьера оперы «Князь Игорь» А. Бородина в постановке Ю. Любимова.
  • 2015 - мировая премьера балета «Герой нашего времени» И. Демуцкого.
  • 18 февраля 2016 - премьера оперы «Катерина Измайлова» Д. Шостаковича (дирижёр-постановщик Туган Сохиев, режиссёр-постановщик Римас Туминас).
  • 22 июля 2016 - премьера драматической легенды «Осуждение Фауста» Г. Берлиоза (дирижёр-постановщик Туган Сохиев, режиссёр-постановщик Петер Штайн).

Орган

В 1913 году в Большом театре был установлен орган немецкой фирмы «Эберхард Фридрих Валькер», Opus 1738, 26/II/P. Однако он не сохранился. В 2013 году был установлен новый духовой орган производства немецкой органостроительной фирмы «Глаттер-Гёц». Монтаж инструмента закончился в январе, но впервые орган зазвучал только 14 мая на специальной гала-презентации с участием российских органистов и музыкантов Большого театра.

Инструмент занимает 7-е место среди духовых органов Москвы по количеству регистров. Он находится за порталом сцены с левой стороны, на специальной галерее, расположенной на высоте около 10 метров, что создаёт определённые трудности для исполнителей. Все трубы скрыты в деревянном корпусе, трубы II мануала дополнительно отгорожены раздвижными жалюзи-швеллером. Передвижной органный пульт соединяется с органом при помощи электрической регистровой и игровой трактур, что позволяет располагать его в оркестровой яме или на сцене.

Репертуар

За время существования театра здесь было поставлено более 800 произведений. Первой постановкой, созданной труппой театра, стала опера Д.Зорина «Перерождение» (1777). Большой успех у публики, по воспоминаниям современников, имела премьера оперы М. Соколовского «Мельник - колдун, обманщик и сват» (1779). В этот период существования театра репертуар был достаточно пёстрым: оперы русских и итальянских композиторов, танцевальные картины из русского народного быта, балеты-дивертисменты, спектакли на мифологические сюжеты.

XIX век

К 1840-м годам в театре утверждаются отечественные оперы-водевили и романтические оперы большой формы, чему во многом способствовала административная деятельность композитора А. Верстовского, в разные годы инспектора музыки, инспектора репертуара и управляющего Московской театральной конторой. В 1835 году состоялась премьера его оперы «Аскольдова могила».

Событиями театральной жизни становятся постановки в театре опер М. Глинки «Жизнь за царя» (1842) и «Руслан и Людмила» (1845), балета А. Адана «Жизель» (1843). В этот период театр ориентируется на создание подлинно русского репертуара, преимущественно музыкального эпоса.

Вторая половина XIX века в балете отмечена деятельностью выдающегося хореографа М. Петипа, поставившего в Москве ряд спектаклей, из которых одним из наиболее значительных является «Дон Кихот Ламанчский» Л. Минкуса (1869). В это время репертуар обогащается также произведениями П. Чайковского: «Воевода» (1869), «Лебединое озеро» (1877, балетмейстер Вацлав Рейзингер) - дебюты композитора в опере и балете; «Евгений Онегин» (1881), «Мазепа» (1884). Премьера оперы «Черевички» Чайковского в 1887-м становится дирижёрским дебютом её автора. Появляются выдающиеся оперы композиторов «могучей кучки»: народная драма «Борис Годунов» М. Мусоргского (1888), «Снегурочка» (1893) и «Ночь перед Рождеством» (1898) Н. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. Бородина (1898).

Вместе с тем в Большом театре в это время ставятся и произведения Дж. Верди, Ш. Гуно, Ж. Бизе, Р. Вагнера и других зарубежных композиторов.

Конец XIX - начало XX века

На рубеже XIX и XX веков театр достигает расцвета. Многие петербургские артисты добиваются возможности участвовать в спектаклях Большого театра. Становятся широко известны во всем мире имена Ф. Шаляпина, Л. Собинова, А.Неждановой.

В 1912 Ф. Шаляпин ставит в Большом оперу М.Мусоргского «Хованщина». В репертуаре появляются «Пан Воевода», «Моцарт и Сальери», «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Демон» А. Рубинштейна, «Кольцо нибелунга» Р. Вагнера, веристские оперы Леонкавалло, Масканьи, Пуччини.

В этот период с театром активно сотрудничает С. Рахманинов, проявивший себя не только как композитор, но и как выдающийся оперный дирижёр, внимательный к особенностям стиля исполняемого произведения и добивавшийся в исполнении опер сочетания предельного темперамента с тонкой оркестровой отделкой. Рахманинов совершенствует организацию работы дирижёра - так, благодаря ему разворачивается и переносится на своё современное место дирижёрский пульт, прежде находившийся за оркестром (лицом к сцене).

В качестве художников-постановщиков участвуют в создании спектаклей выдающиеся художники, участники «Мира искусства» Коровин, Поленов, Бакст, Бенуа, Головин.

Советский период

Первые годы после революции 1917 года отмечены, в первую очередь, борьбой за сохранение Большого театра как такового и, во вторую очередь, за сохранение определённой части его репертуара. Так, идеологической критике подвергались оперы «Снегурочка», «Аида», «Травиата» и вообще Верди. Звучали высказывания и об уничтожении балета, как «пережитка буржуазного прошлого». Однако, несмотря на это, в Большом продолжает развиваться как опера, так и балет.

Создают новые постановки хореограф А. А. Горский, балетный дирижёр Ю. Ф. Файер - в 1919 году впервые в Москве ставится «Щелкунчик» П. И. Чайковского, в 1920 году - появляется новая постановка «Лебединого озера».

Хореографы в духе времени ищут новые формы в искусстве. К. Я. Голейзовский ставит балет «Иосиф Прекрасный» С. Н. Василенко (1925), Л. А. Лащилин и В. Д. Тихомиров - спектакль «Красный мак» Р. М. Глиэра (1927), пользующийся огромным успехом у зрителей, В. И. Вайнонен - балет «Пламя Парижа» Б. В. Асафьева (1933).

В опере преобладают произведения М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского. В 1927 году режиссёром В. А. Лосским рождается новая редакция «Бориса Годунова». Ставятся оперы советских композиторов - «Трильби» А. И. Юрасовского (1924), «Любовь к трем апельсинам» С. С. Прокофьева (1927).

Также в 20-е годы театр представляет публике лучшие оперы зарубежных композиторов: «Саломея» Р. Штрауса (1925), «Свадьба Фигаро» В.-А.Моцарта (1926), «Чио-чио-сан (Мадам Баттерфляй)» (1925) и «Тоска» (1930) Дж. Пуччини («Тоска» обернулась провалом, несмотря на подчёркивание в постановке «революционной линии»).

В 30-е годы в печати появляется требование И. В. Сталина о создании «советской оперной классики». Ставятся произведения И. И. Дзержинского, Б. В. Асафьева, Р. М. Глиэра. При этом вводится запрет обращаться к творчеству современных зарубежных композиторов.

В 1935 году с большим успехом у публики проходит премьера оперы Д. Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». Однако это произведение, высоко оценённое советскими и зарубежными ценителями, вызывает резкое неприятие власти. Хорошо известна статья «Сумбур вместо музыки», приписываемая Сталину и ставшая причиной исчезновения этой оперы из репертуара Большого.

Окончание Великой Отечественной войны театр отмечает яркими премьерами балетов С. Прокофьева «Золушка» (1945, балетмейстер Р. В. Захаров) и «Ромео и Джульетта» (1946, балетмейстер Л. М. Лавровский), где в главных партиях выступает Г. С. Уланова.

В последующие годы Большой театр обращается к творчеству композиторов «братских стран» - Чехословакии, Польши и Венгрии («Проданная невеста» Б. Сметаны (1948), «Галька» С. Монюшко (1949) и других), а также пересматривает постановки классических русских опер (создаются новые постановки «Евгения Онегина», «Садко», «Бориса Годунова», «Хованщины» и многие другие). Значительная часть этих постановок осуществлена оперным режиссёром Б. А. Покровским, пришедшим в Большой театр в 1943 году. Его спектакли в эти годы и последующие несколько десятилетий служат «лицом» оперы Большого.

В 1950 -1960-е годы появляются новые постановки опер: Верди («Аида», 1951, «Фальстаф», 1962), Д. Обера («Фра-Дьяволо», 1955), Бетховена («Фиделио», 1954), театр активно сотрудничает с зарубежными артистами, музыкантами, художниками, режиссёрами из Италии, Чехословакии, Болгарии, ГДР. Недолгое время в труппу театра входит Николай Гяуров, находящийся в самом начале своей карьеры.

В Большой приходит хореограф Ю. Н. Григорович, на московскую сцену переносятся созданные им балеты «Каменный цветок» С. С. Прокофьева (1959) и «Легенда о любви» А. Д. Меликова (1965), ранее ставившиеся в Ленинграде. В 1964 Григорович возглавляет балет Большого театра. Он делает новые редакции «Щелкунчика» (1966) и «Лебединого озера» (1969) Чайковского, а также ставит «Спартака» А. И. Хачатуряна (1968).

Этот спектакль, созданный совместно с художником Симоном Вирсаладзе и дирижёром Геннадием Рождественским, с участием виртуозных артистов Владимира Васильева, Мариса Лиепы, Михаила Лавровского имеет феноменальный успех у публики и получает Ленинскую премию (1970).

Ещё одним событием в жизни театра становится постановка «Кармен-сюиты» (1967), созданная кубинским балетмейстером А. Алонсо на музыку Ж. Бизе и Р. К. Щедрина специально для балерины М. М. Плисецкой.

В 1970-е и 1980-е В. Васильев и М. Плисецкая выступают в роли хореографов. Плисецкая ставит балеты Р. К. Щедрина «Анна Каренина» (1972), «Чайка» (1980), «Дама с собачкой» (1985), а Васильев - балеты «Икар» С. М. Слонимского (1976), «Макбет» К. В. Молчанова (1980), «Анюта» В. А. Гаврилина (1986).

Труппа Большого театра часто гастролирует, имея успех в Италии, Великобритании, США и многих других странах.

Современный период

В настоящее время в репертуаре Большого театра сохраняются многие классические постановки оперных и балетных спектаклей, но при этом театр стремится к новым экспериментам. В сфере балета создаются постановки произведений Д. Шостаковича «Светлый ручей» (2003) и «Болт» (2005).

К работе над операми привлекаются постановщики, уже получившие известность как драматические или кинорежиссёры. Среди них - А. Сокуров, Т. Чхеидзе, Э. Някрошюс и другие.

Ведется работа по «очищению» оригинальных оперных партитур от позднейших напластований и пометок, возврату их к авторским редакциям. Таким образом готовилась новая постановка «Бориса Годунова» Модеста Мусоргского (2007), «Руслана и Людмилы» Михаила Глинки (2011). Некоторые новые постановки Большого театра вызвали неодобрение части публики и заслуженных мастеров Большого. Так, скандал сопутствовал постановке оперы Леонида Десятникова «Дети Розенталя» (2005), во многом в связи с репутацией автора либретто писателя Владимира Сорокина. Возмущение и неприятие нового спектакля «Евгений Онегин» (2006, режиссёр Дмитрий Черняков) выразила знаменитая певица Галина Вишневская, отказавшись отмечать свой юбилей на сцене Большого, где идут подобные постановки. Вместе с тем, упомянутые спектакли имеют и своих поклонников.

В марте 2010 года Большой театр совместно с компанией «Веl Air Media» начал транслировать свои спектакли в кинотеатрах мира. 11 марта 2012 года совместно с компанией «Google Russia» Большой театр начал трансляцию балетных постановок на своём канале YouTube на территории России.

В марте 2019 года впервые за всю свою 243-летнюю историю на Новой сцене ГАБТ поставил знаменитую оперу Антонина Дворжака «Русалка» (реж. Тимофей Кулябин).

Опера Россини «Путешествие в Реймс» (режиссер - Дамиано Микьелетто, дирижер - Туган Сохиев) стала лауреатом российской оперной премии Casta Diva за 2018 год в номинации «Спектакль года».

В 2019 году балет «Нуреев» был назван лучшим на театральной премии «Золотая маска», а его балетмейстер Юрий Посохов стал лауреатом в номинации «Балет-Современный танец/Работа балетмейстера-хореографа».


* По материалам: Wikipedia (Большой театр)


Яндекс карта: (10)




-== Create by JAMERT ==-
MAPSIA