mapsia.ru
Выберите регион
Музыка Россия
Москва
Храм Василия Блаженного - Достопримечательность

Храм Василия Блаженного (2)

Храм Василия Блаженного, официально собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (также Покровский собор, собор Покрова на Рву) - православный храм на Красной площади в Москве, памятник русской архитектуры. Построен в 1555 -1561 годах.

Объединяет одиннадцать церквей (приделов), часть из которых освящена в честь святых, дни памяти которых пришлись на решающие бои за Казань. Центральная церковь сооружена в честь Покрова Пресвятой Богородицы, вокруг которой группируются отдельные церкви в честь: Святой Троицы, Входа Господня в Иерусалим, Николы Великорецкого, Трёх Патриархов: Александра, Иоанна и Павла Нового, Григория Армянского, Киприана и Иустины, Александра Свирского и Варлаама Хутынского, размещённые на одном основании-подклете, а также придел в честь Василия Блаженного, по имени которого храм получил второе, более известное название, и церковь Иоанна Блаженного, вновь открытая после длительного запустения в ноябре 2018 года.

В названии упомянут ров, проходивший вдоль Кремлёвской стены и служивший оборонительным укреплением (Алевизов ров), его глубина была около 13 метров, а ширина - около 36 метров.

Входит в российский список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и является филиалом Государственного исторического музея.

История

Причины основания и датировка

Строительство храмов около Кремлёвской стены в честь одержанных военных побед началось c Василия III, который повелел построить храм во имя Происхождения честнаго Креста Господня в честь взятия им Смоленска и посвятил его престолы тем праздникам и святым, дни памяти которых приходились на дни побед.

В результате Казанских походов царя Ивана Грозного к Московскому государству было присоединено Казанское ханство. Взятие Казани произошло 2 октября 1552 года в день памяти Киприана и Иустины, на следующий день после Покрова Пресвятой Богородицы. По мнению Нины Молевой, во время этих походов на взлобье Троицкой площади (нынешняя Красная площадь) ставились «походные» деревянные церкви в память об одержанных победах над татарами, а после присоединения Казани к Московскому государству Иван Грозный повелел объединить эти церкви в один каменный храм во имя Покрова Богородицы.

1 октября 1554 года по повелению Иоанна IV Грозного в честь Казанской победы был освящён деревянный храм Покрова с семью приделами. Он простоял менее года и был разобран, а на его месте заложили каменный собор. Строительство храма началось в 1555 году. Основная его часть была возведена к осени 1559-го. Тогда же освятили все его церкви, кроме центральной. Спустя полтора года, 29 июня 1561, был освящён весь собор, а этот день стал датой завершения строительства храма.

Точная дата завершения строительства Покровского собора стала известна, когда реставраторы в 1957 -1961 годах раскрыли текст храмозданной «летописи», сделанной по кругу на переходах от восьмерика к шатру и на гранях шатра Покровского храма: «Божиим благоволением и Пресвятыя Богородицы милостию и всех святых молитвами повелением благочестивого царя великого князя Ивана Васильевича всея Руси самодержца и при его благородных чадех при царевиче Иване и при царевиче Феодоре по благословению Макария митрополита всея Руси совершена бысть святая сия церковь Покров Пресвятыя Богородицы в лета 7069 месяца июня 29 на память святых и всехвальных верховных апостолов Петра и Павла в честь и славу Святыя Троицы». Отсюда получается дата 29 июня 1561 года, когда было завершено строительство церкви.

Версии возведения собора

Существует несколько версий строительства собора. По одной из них, возникшей в 1950-е годы, архитектором храма был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма. Однако эта информация в нескольких источниках ставится под сомнение.

Согласно второй, широко известной, версии, Барма и Постник - два разных архитектора, участвовавших в строительстве. Их имена стали известны только в 1895 году, когда в рукописном сборнике XVII века, найденном в архивах Румянцевского музея, обнаружилась запись, где летописец говорил, что «Бог даровал» Ивану Грозному «двух мастеров русских по реклу Постник и Барма». В другом сборнике кратко сообщается, что «мастер был Барма со товарищи». Летописец поясняет, что мастера эти «быша премудрии и удобны таковому чюдному делу». Этой версии придерживается заведующая филиалом Исторического музея «Покровский собор» Татьяна Сарачева, однако ряд историков считает, что эта версия устарела.

По третьей версии собор был построен неизвестным западноевропейским мастером, предположительно итальянцем, как и значительная часть сооружений Московского Кремля, возведённых ранее. Отсюда и неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи Возрождения, но эта версия пока не нашла чёткого документального подтверждения.

Согласно легенде, зодчие собора Барма и Постник, а в другой версии - неизвестный зодчий, были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма. Впервые легенду об ослеплении архитектора приводит иностранец, голштинский посол XVII века Адам Алеарий (Олеарий), он же называет собор «иерусалимским». Однако если автором собора является Постник, то он не мог быть ослеплён, поскольку в течение нескольких лет после строительства собора участвовал в создании Казанского кремля. По другой легенде, архитектор видел, как во время взятия Казани разрушили известную восьмиглавую мечеть Кул-Шариф. Вернувшись в Москву, он воссоздал её образ в Покровском соборе, что также говорит о том, что архитектор не был ослеплён. Постник как бы дал понять татарам, что отныне они, крестившись, найдут что-то родное и в православии. Эта версия возникла в начале XX века у западных искусствоведов, считающих, что на Постника повлияла восточная архитектура.

Существует также легенда, что царь повелел посадить архитектора собора в тюрьму после того, как он «употчеванный вином» похвастался, что может построить церковь лучше.

Другая легенда гласит, что деньги на возведение храма собирал Василий Блаженный: он приносил монеты на Красную площадь и бросал через правое плечо, никто не трогал их, пока юродивый перед смертью не передал всю сумму Ивану Грозному. Считалось, что Василий умер в 1552 году, тогда как храм стали строить на три года позже. В настоящее время датой смерти святого Василия считают 1557 год.

Царь Фёдор Иванович, убедившись в святости жития Василия Блаженного, повелел предать его мощи земле у Покровского собора. Согласно Соловецкому летописцу, 2 августа 1588 (7096) года от мощей святого совершилось несколько исцелений. В Новом летописце указывалось, что в этот день царь Фёдор Иванович установил празднество Василию Блаженному, и в 1588 году от гроба Василия совершилось множество чудес, так что Фёдор Иванович повелел устроить над его гробницей позолоченную серебряную раку, украшенную камнями и жемчугом, а также построить над его гробом каменный храм. Так в 1588 году над мощами Василия Блаженного, находившимися под спудом под сводами паперти между приделами Святой Троицы и Трёх Патриархов, к Покровскому храму была пристроена десятая церковь, получившая его имя. Для её устройства в северо-восточной части собора были заложены арочные проёмы. В архитектурном отношении церковь представляла собой самостоятельный храм с отдельным входом. Во времена Смуты поляки украли украшения с раки святого Василия, а в нижних церквях собора ставили лошадей.

По предположению некоторых историков, изначально собор задумывался как подобие семибашенного Влахернского монастыря с церковью Богородицы, в которой некогда произошло чудо Покрова. Своим наличием и местоположением он должен был утверждать новую государственную идеологию: «Москва - третий Рим». Что же касается восьмого придела, то учёные соглашаются с общепринятым мнением, основанным на летописном сообщении, что мастера построили храм «не якоже повелено было (царём), но яко по бозе разум даровался им в размерении основания».

По другим данным, сама идея многопридельного собора принадлежала митрополиту Макарию, задумавшему воссоздать в центре Москвы образ святого города Иерусалима - города в городе, что также отвечало концепции Третьего Рима. Покровский собор символизирует собой Небесный Иерусалим: архитекторы поставили несколько храмов на одном фундаменте, поскольку именно так они представляли себе «град обетованный».

Однако значение цветовой раскраски куполов и по сей день остаётся неразгаданным. Ещё в XIX веке писатель Николай Чаев предположил, что цвет куполов храма можно объяснить сном блаженного Андрея Юродивого (Константинопольского) - святого подвижника, с которым, по церковному преданию, и связан праздник Покрова Божией Матери. Ему привиделся Небесный Иерусалим и там «были сады многие, в них древа высокие, колеблющиеся своими вершинками… Одни из деревьев цвели, другие златовидною листвою были украшены, иные имели плоды различные несказанной красоты».

Изменения в XVI веке

В середине XVI века собор имел строгий, но нарядный вид: расписанный в технике фрески и имитирующий кладку кирпичом. В то время не было крылец, церкви Василия Блаженного. Колокольня имела другой вид. Без более поздних пристроек собор изначально выглядел как здание со строгой композицией: шатровую церковь окружали восемь отдельных церквей, часть которых была освящена в честь святых, дни памяти которых пришлись на решающие бои за Казань, этот комплекс был в большей степени мемориальным.

Собор не отапливался. В 1588 году к нему была пристроена десятая церковь Василия Блаженного, ставшая отапливаемой. Богослужения в ней проводились ежедневно, в отличие от других церквей собора. Название этой церкви закрепилось за собором.

В конце XVI века появились фигурные главы собора - взамен первоначального покрытия, сгоревшего во время очередного пожара. Это событие не имеет твёрдой летописной даты. Известно только, что при царе Фёдоре Ивановиче были сделаны «верхи у Троицы и у Покрова на Рву разными образцы и железом немецким обиты».

Внутренние помещения собора, соединённые между собой лабиринтом переходов, отличаются небольшими размерами и маленькой вместимостью. В дни больших церковных праздников жители Москвы и священнослужители собирались на Красной площади. Духовенство храма располагалось на Лобном месте, на котором устанавливался аналой, а сам собор служил своеобразным огромным алтарём условного храма под открытым небом.

Доработки храма в XVII веке

Во второй половине XVII века во внешнем облике собора произошли существенные изменения. В 1670-х годах ансамбль дополнила шатровая колокольня, главы его покрыли железом, а паперть - черепицей, на соборе появилась яркая пёстрая орнаментная роспись. Тогда же обветшалые деревянные церкви на Красной площади были закрыты и, с согласия патриарха Иоакима, к прежним десяти престолам добавили ещё восемь, носивших имя упразднённых. В 1672 году к собору пристроили небольшой придел над могилой ещё одного почитаемого московского блаженного - Иоанна, погребённого на этом месте в 1589-м. Не существует однозначных сведений о том, сколько престолов было перенесено тогда в собор. Опись ветхостей, составленная в 1688 году, указывает только на двадцать.

До перестройки колокольни Ивана Великого в Кремле в 1600 году собор являлся самым высоким сооружением Москвы в ее тогдашних границах (на территории нынешней Москвы его превосходит Церковь Вознесения в Коломенском).

В 1680 году собор значительно отреставрировали. В ходе работ деревянные галереи-гульбища заменили на кирпичные, вместо звонницы устроили шатровую колокольню и сделали новое покрытие. Тогда же в подклет храма перенесли престолы тринадцати или четырнадцати (точно не известно) церквей, стоявших на Красной площади вдоль рва - поставленных ранее на местах публичных казней (все эти церкви имели в названиях приставку «на крови»). Внешняя и внутренняя галереи, площадки и парапеты крылец были расписаны травным орнаментом. Эти обновления были завершены к 1683 году, а сведения о них включены в надписи на керамических изразцах, которыми украсили фасад собора.

Пожар и восстановление в XVIII веке

Как указывал историк Пётр Хавский, в книге 1722 года в храме значилось 18 церквей (престолов):

  • Живоначальной Троицы
  • Входа в Иерусалим
  • Параскевы-Пятницы
  • Николы Великорецкого
  • Усекновения главы Иоанна Предтечи
  • Варлаама Хутынского
  • Апостола Андроника
  • Киприана и Иустинии
  • Григория Армянского
  • Ризположения Богородицы (с мощами Иоанна Блаженного)
  • Василия Великого
  • Девы Феодосии
  • Александра Свирского
  • Сергия Радонежского
  • Марии Египетской
  • Богоявления
  • Всех Святых
  • Трёх Патриархов.

В 1737 году в Москве произошёл Троицкий пожар, и храм практически полностью выгорел. В документах собора за тот год впервые упоминается имя архитектора Ивана Мичурина, под руководством которого проводились работы по восстановлению архитектуры и интерьеров собора. Мастер составил описание и план собора во время восстановления.

С 1784 по 1786 год по указу Екатерины II собор значительно ремонтировали и перестраивали. На реставрацию храма Екатерина выделила московскому архиепископу Платону 10 тысяч рублей. Руководил работами архитектор Иван Яковлев. Чуть больше века северный фасад Покровского собора украшала Феодосиевская церковь. В результате работ восьмерик и барабан с главкой этой церкви разобрали, нижний ярус превратился в крытую паперть церкви Василия Блаженного, а престол упразднили. В помещении второго яруса основали новую соборную ризницу. Где находилась ризница ранее, неизвестно.

В это время собор ещё не приобрёл свой нынешний вид. От Спасских ворот здание заслонялось книжными двухэтажными лавками, а со стороны Лобного места было застроено Яблочным рядом. Только при Александре I произвольно поставленные лавки были сломаны, косогор выровняли, облицевали по Москворецкой улице и со стороны Лобного места диким камнем и обнесли железной решёткой.

Изменения XIX - начала XX века

В 1812 году в подклете Покровского собора занявшие Москву французы держали лошадей. Существует легенда, что Наполеон Бонапарт, восхищённый красотой храма, намеревался перевезти его во Францию. Однако когда понял, что это невозможно, решил взорвать собор. По легенде, дождь загасил фитили французских пушек после молитвы москвичей. Документальных подтверждений этой истории нет.

Ещё одно предание гласит, что Наполеон, подъехав к Кремлю 3 (15) сентября около трёх часов дня, сказал: «Сожгите эту мечеть». Взрыва не произошло, но вся утварь, ризница и иконостасы были разграблены и осквернены. Был похищен даже железный колпак с мощей блаженного Иоанна юродивого. Крышу собора сильно повредили камни от взорванных кремлёвских строений.

После Отечественной войны 1812 года Красную площадь начали благоустраивать, но в это время собор всё ещё не имел современного вида. Известна история, как Александр I, будучи в Англии после войны, увидел изображение Покровского собора без пристроек и не узнал его. В 1817 году архитектор Осип Бове, реконструируя Красную площадь с торговыми рядами, выложил подпорную стену храма «диким» камнем и установил чугунную ограду: сначала вдоль Москворецкой улицы, а в 1834 году, после прокладки Масляного переулка, ещё и с южной стороны храма. В XIX веке, после того как реку Неглинку закрыли в трубу, из ажурной чугунной решётки с её набережной сделали ограду Покровского храма.

Французский путешественник Астольф де Кюстин в книге «Россия в 1839 году» так описывает собор:

Я видел его лишь издали и совершенно очарован. Вообразите себе скопище маленьких, разной высоты, башенок, составляющих вместе куст, букет цветов; вернее, вообразите себе корявый плод, весь усеянный наростами, дыню-канталупу с бугристыми боками, или, ещё лучше, разноцветный кристалл, ярко сверкающий своими гладкими гранями в солнечных лучах, как бокал богемского или венецианского стекла, как расписной дельфтский фаянс, как лаковый китайский ларец: это чешуйки золотых рыбок, змеиная кожа, расстеленная поверх бесформенной груды камней, головы драконов, шкура хамелеона, сокровища алтарей, ризы священников; и всё это увенчано переливчатыми, как шелка, шпицами; в узких просветах между нарядными щеголеватыми башенками сияет сизая, розовая, лазурная кровля, такая же гладкая и сверкающая на солнце; эти пёстрые ковры слепят глаза и чаруют воображение.

Однако не все иностранные путешественники лестно отзывались о необычном Покровском соборе, некоторые называли его варварским.

В 1880 году храм приобрёл усадьбу Лепешкина - Демидова на Пятницкой улице. Вплоть до 1918-го в ней жил настоятель храма отец Иоанн Восторгов - известный в то время проповедник, церковный и общественный деятель, связанный с Григорием Распутиным. После революции и свержения царской семьи он читал воскресные проповеди с Лобного места, осуждая большевиков. Активная общественная деятельность отца Иоанна вызвала беспокойство советских властей. Первоначально против него выдвинули обвинение в антисемитизме; как повод использовался молебен, отслуженный Иоанном 3 мая 1918 года в память мученика Гавриила Белостокского, мощи которого хранились в Покровском соборе. Протоиерей Иоанн Восторгов был арестован 31 мая и заключён в Бутырскую тюрьму в Москве. 4 сентября Иоанн Восторгов был во внесудебном порядке приговорён к расстрелу решением Следственной комиссии Революционного трибунала при ВЦИК. 5 сентября его расстреляли и похоронили в безвестной общей могиле на месте казни на Братском воинском кладбище. В 2000 году отец Иоанн был причислен к лику святых Русской православной церкви. В 1918 -1919 годах настоятелем храма был Роман Медведь, впоследствии священноисповедник.

В 1890-х годах храм вновь масштабно реконструировали: полы укрепили, а соборную ризницу украсили цветными витражными окнами, спроектированными по заказу Московского археологического общества архитектором Андреем Павлиновым. С начала 1900-х по 1912 год была проведена реставрация храма под руководством архитектора Сергея Соловьёва.

Музейное время собора, XX век

В 1918 году Покровский собор стал одним из первых культурных объектов, взятых под государственную охрану как памятник национального и мирового значения. Тогда же в верхних церквах были прекращены службы. С этого момента началась его музеефикация. Первым смотрителем музея стал протоиерей Иоанн Кузнецов. В послереволюционные годы собор находился в бедственном положении. Во многих местах протекала крыша, были выбиты стёкла, зимой внутри церквей лежал снег. В 1920-е годы в соборе провели ремонтно-реставрационные работы, которыми руководили архитекторы Николай Курдюков и Александр Александрович Желябужский.

В 1923 году было принято решение о создании в соборе историко-архитектурного музея. Его первым заведующим стал научный сотрудник Государственного исторического музея Е. И. Силин. Музей открыли для посетителей 21 мая 1923 года, параллельно велось комплектование фондов.

В 1923 -1949 годах в музее проводились масштабные исследования. Легенды приписывали храму сеть подземных ходов. В 1924 году реставратор и архитектор Дмитрий Сухов и спелеолог-историк Игнатий Стеллецкий под приделом Иоанна Милостивого обнаружили замурованную комнату, в полу которой виднелась глубокая яма. Окна-бойницы комнаты были заложены кирпичом. «В нижнем ярусе церкви вместо обычных окон - амбразуры, как со стороны реки, так и со стороны Красной площади. В лабиринте подвалов собора к амбразурам такие же подступы, как и для пушек в башнях Китай-города и любого из монастырей», - писал Игнатий Стеллецкий. Это открытие навело его на мысль о том, что в XVI веке нижняя часть собора Василия Блаженного предназначалась для ведения боя. Теория о ходах, ведущих от храма на территорию Кремля, подтвердилась в настоящее время, когда в случайно обнаруженный провал у фундамента пробрался барсук, предположительно из Тайницкого сада. Кроме того, проведённые работы позволили восстановить первоначальный вид галереи.

В 1928 году музей «Покровский собор» стал филиалом Государственного исторического музея. Несмотря на регулярные реставрационные работы, храм был всегда открыт для посетителей. Он закрывался только один раз - во время Великой Отечественной войны. В 1929 году в соборе окончательно запретили богослужения, сняли и переплавили колокола.

В 1930-е произошёл инцидент Иосифа Сталина с Лазарем Кагановичем, когда тот представлял Сталину проект реконструкции Красной площади и снял с макета фигурку собора, вождь скомандовал: «Лазарь, поставь на место!»

Ближе к собору в 1931 году передвинули бронзовый памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, который стоит на Красной площади с 1818 года.

В 1936 году власти постановили, что храм мешает автомобильному движению, и предложили реставратору Петру Барановскому заняться обмерами для сноса. Он отказался и пригрозил покончить с собой, если храм будет снесён. Об этом писал В. Песков в газете «Комсомольская правда» от 4 июля 1965 года. Также дочь архитектора Ольга Барановская рассказывала, что он написал телеграмму Сталину с просьбой «предотвратить уничтожение Храма Василия Блаженного, так как это принесёт политический вред советской власти». Однако не существует официальных свидетельств тому, что Пётр Барановский активно выступал за защиту собора от уничтожения.

По окончании Великой Отечественной войны собор начали восстанавливать, и 7 сентября 1947 года, в день празднования 800-летия Москвы, музей вновь открылся.

В 1954 -1955 годах была впервые проведена реставрация всей поверхности стен и исследование их красочных слоёв. При этом открылась роспись «под кирпич» XVI века, этот облик вернули собору, восстановив также белокаменные детали декора. В ходе работ частично перекрыли и покрасили купола.

В 1967 -1969 годах впервые за всю историю собора главы, накрытые железом и требующие реставрации каждые десять лет, были перекрыты медью, не нуждающейся в обновлении долгое время.

В 1990 году музей вновь начал собирать колокола, имеющаяся коллекция - одна из наиболее богатых действующих собраний в России. В звоне собора имеются колокола весом от 8 кг до 2,6 т. Всего в музее 19 колоколов, созданных в 1547 -1996 годах, отлитых в России и за рубежом.

С 1991 года Покровский собор находится в совместном пользовании Государственного исторического музея и Русской православной церкви. Богослужения совершаются регулярно в воскресные дни и на второй день Светлой седмицы (Пасхи) священниками Патриаршего подворья храмов в Зарядье и Китай-городе.

Современность

Указом Президента РСФСР от 18 ноября 1991 года, Русской Православной Церкви было разрешено проведение регулярных богослужений в кремлёвских соборах и соборе Василия Блаженного. В соответствии с этим указом между Министерством культуры РФ и Московской Патриархией в ноябре 1992 года было заключено Соглашение «Об использовании храмов Московского Кремля и храма Покрова на Рву (собор Василия Блаженного) на Красной площади в Москве».

Первое богослужение состоялось на престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы 1 (14) октября 1991.

В 2001-м начались реставрационные работы, которые продолжались десять лет, закончились к 450-летнему юбилею и обошлись в 390 млн рублей. В результате восстановили интерьеры десяти церквей, отреставрировали икону Покрова Пресвятой Богородицы, подклетам вернули первоначальный вид.

В 2008 году собор вошёл в семёрку «чудес света» России.

На 2017 год Покровский собор является филиалом Государственного исторического музея. Входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

15 августа 1997 года после реставрации была открыта церковь Василия Блаженного, в которой стали совершаться регулярные богослужения. Каждое воскресенье в церкви Василия Блаженного в 10 часов утра служится Литургия с акафистом Василию Блаженному.

В феврале 2021 года в рамках проекта по максимальной доступности экспозиционного пространства для незрячих и слабовидящих людей, который ГИМ реализует с 2018 года, на территории храма были открыты две тактильные модели Покровского собора. Металлическая модель установлена перед входом в храм, а разборная модель из пластика, дающая возможность ознакомиться с устройством первого яруса собора, размещена внутри храма.

Архитектура

Изначально облик собора отличался строгостью, ему были присущи многочастность композиции, отсутствие акцентированного главного фасада, преобладающее значение богатого внешнего облика при сравнительно небольших внутренних помещениях, важная роль отводилась декоративным элементам.

Храм выстроили из кирпича, а его фундаменты, цоколь и ряд деталей выполнены из белого камня. В западной части собора выложено плоское кирпичное перекрытие. В этих кирпичах проделаны круглые отверстия, через которые продеты металлические скрепки, связывающие два соседних кирпича. Тем самым образуется надёжная горизонтальная поверхность над пролётом. Купол в центральной церкви собора держится на выложенных по спирали кирпичах.

Храм Василия Блаженного - сооружение удивительно нарядное, праздничное, похожее на гигантское растение, на цветущий куст. Отдельные части здания (купола, орнаменты, раскраска) и в самом деле имели растительные формы, при этом очень сложные, затейливые и разнообразные.

 - Д. С. Лихачёв «Культура русского народа X -XVII веков»

Собор уникален тем, что у здания высотой более 60 метров нет глубокого фундамента - только высокий подклет на искусственно подсыпанном холме на месте оборонительного рва. Эта особенность ставит под сомнение существующую легенду о том, что в подвалах Покровского собора находится библиотека Ивана Грозного. Единственно возможным фундаментом был ленточный, едва ли достигающий глубины двух метров.

На конец 2018 года собор состоит из одиннадцати церквей:

  • Церковь Василия Блаженного (северо-восток)
  • Церковь Александра Свирского (юго-восток)
  • Церковь Иоанна Блаженного (юго-восток).
  • Церковь Варлаама Хутынского (юго-запад)
  • Церковь Входа Господня в Иерусалим (запад)
  • Церковь Григория Армянского (северо-запад)
  • Церковь Киприана и Иустины (север)
  • Церковь Николы Великорецкого (юг)
  • Церковь Святой Троицы (восток)
  • Церковь Трёх Патриархов (северо-восток)
  • Центральная церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Покровская).

Восемь церквей - четыре осевые и четыре поменьше между ними - увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними центральной столпообразной церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы, завершённой шатром с маленькой главкой. Этот шатёр выразил идею божественного Покрова, распростёртого на Русской землёй. Был создан собор святых заступников за русскую землю. У Покровского собора всего одиннадцать куполов: девять из них расположены над церквями (по числу престолов), ещё два находятся над приделом Василия Блаженного и над колокольней.

К приделу Василия Блаженного примыкает придел Иоанна Блаженного, устроенный на месте обретения мощей юродивого Иоанна Московского, по прозвищу Большой Колпак, погребённого здесь в 1589 году. Существует версия, что когда его отпевали, загремел сильный гром и засверкала молния, что вселило страх в москвичей. В храме, где совершалось погребение, «опалило иконы, побило многих людей, а коломенского священника Иоанна подняло в воздух». Позже многие больные, молившиеся над гробом юродивого, получили исцеление. В 1672 году Иоанн Московский был причислен к лику святых. Тогда же в соборе состоялось обретение мощей Иоанна Блаженного. Вначале придел был освящён в честь Ризположения, но в 1680 году переосвящён как Рождество-Богородицкий, а в 1916 году он был переосвящён во имя блаженного Иоанна. В приделе хранились и железные вериги Иоанна, которые возлагались на страждущих.

Все девять церквей объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами. Десятый придел, освящённый в честь Василия Блаженного, мощи которого находились на месте постройки храма, был пристроен к собору в 1588 году. Одиннадцатую церковь в честь Иоанна Блаженного пристроили к собору с юго-восточной стороны в 1672 году.

Отражение в искусстве и литературе

  • Баллада поэта Дмитрия Кедрина «Зодчие» (1938)
  • Роман писателя Александра Волкова «Зодчие» (1954)
  • Стихотворение Александра Карпенко «Собор Василия Блаженного» (1983)
  • Монета 5 рублей, СССР, 1989 год.

* По материалам: Wikipedia (Храм Василия Блаженного)


Яндекс карта: (2)




-== Create by JAMERT ==-
MAPSIA