mapsia.ru
Выберите регион
Музыка Россия
Смоленская область
Тушемлинское Городище - Достопримечательность

Тушемлинское Городище (7)

Городище располагается в 1,2 км к востоку от д.Мокрядино Княжинской сельской администрации (Починковский район), на правом берегу Тушемли (возвышается над поймой примерно на 18 метров), недалеко от места впадения в реку Сож. Размер городища – 35 х 22 м. Общая площадь – около 800 м2.

В 1955 – 1957 годах здесь работал с экспедицией П.Н. Третьяков. Под его руководством полностью раскопана площадка городища и частично внутренний вал с напольной стороны. Установлено, что Тушемля является памятником совершенно уникальным, трёхслойным, отражающим три периода его заселения.

Нижний слой, датируемый I тысячелетием до н.э., даёт материалы первоначального заселения днепродвинскими племенами. Орудия труда наших предков. Привожу выдержку из статьи доктора исторических наук, ведущего археолога России Евгения Альфредовича Шмидта: «Полученные материалы характеризуются: небольшим количеством железных изделий (ножи с горбатой спинкой, наконечник копья и обломки др. предметов), значительным количеством костяных предметов: наконечники стрел, гарпуны, тупики, рукоятки, булавки, пронизки и пр.; бронзовыми браслетами и обломками др. украшений; массой фрагментов слабопрофилированной керамики; глиняными грузиками и детскими игрушками-погремушками».

Средний слой Тушемли, относящийся к первым векам нашей эры, связан с последним периодом существования днепродвинских племён. Цитата из этой же статьи: «Он (средний слой) включал профилированную и часто орнаментируемую керамику, большое количество грузиков, дьякова типа, железные ножи, бронзовую фибулу с обёрнутой ножкой I - III вв. н.э. и обломки украшений».

Верхний слой - третья четверть I тысячелетия нашей эры. Это последний период, связанный с жизнью тушемлинских племён. К великому сожалению, все сооружения этого периода погибли в огне.

По обуглившимся остаткам учёным удалось восстановить картину убежища того времени. Такая конструкция характерна для многих городищ-убежищ находящихся на территории Смоленской области, в частности, Починковского района (Городок, Прудки). Однако на не занятой постройками тушемлинского убежища размещалось языческое святилище круглой формы.«В центре крутой ровной площадки была яма от Б. Столба, представлявшего собой, видимо, изображение языческого божества - предмета культа местного населения того времени. Таким образом, городище Тушемля было не только убежищем, но являлось одновременно языческим городищем-святилищем», - делает заключение Е.А. Шмидт.

На городищах-убежищах обнаружены обуглившиеся зёрна пшеницы, ячменя, ржи, овса, проса, конских бобов и чечевицы.

Охота и рыболовство для тушемлинских племён были второстепенными занятиями и существенной роли в хозяйстве не играли.

С течением времени в здешних краях жизнь людей изменилась. Учёные называют несколько причин. Первая - влияние южных племён. Вторая - уменьшение количества осадков. Много родников, ручейков и речек пересохло, что неизбежно заставило людей покидать высокие сухие места и переселяться на наиболее влажные, низменные. С городищ на селища, на равнинные места, наподобие наших современных деревень (кстати, слово «деревня» в древнерусском языке означало пашню, затем крестьянский двор, участок земли). Угроза грабительских набегов заставляла тушемлинцев строить новые укрепления - убежища, а иногда для этого использовали заброшенные городища. Как мы знаем из истории, IV - V века н.э. - это начало "великого переселения народов", хотя роды и семьи почти не враждовали между собой. В то же время можно было ожидать нападения людей, принадлежавших к чужим племенам. В начале 50-х годов прошлого столетия здесь было раскопано и изучено одно из мест его обитания. Другой причиной доктор исторических наук, профессор Евгений Альфредович Шмидт считает переход от подсечно-огневой системы земледелия к перелогу, то есть к использованию рала в качестве пахотного орудия. Некоторую роль сыграли изменения в общественных отношениях в связи с обособлением отдельных больших семей и образованием межплеменных союзов.

Тушемлинская (банцеровская) культура (Тушемлинская-банцеровская культура) — восточнобалтская культура железного века IV-VII веков, располагавшаяся на территории средней и северной Белоруссии, а также Смоленской области России. Тушемлинская культура выделена П. Н. Третьяковым и Е. А. Шмидтом в 1950-х годах. В 1960-х годах А. Г. Митрофановым был сделан вывод, что территория средней и северной Белоруссии вместе со Смоленщиной составляет единый культурно-археологический массив.

География

Смоленская область России, а также Витебская, Минская (Банцеровское городище) и Могилёвская области Белоруссии.

Генетические связи

Непосредственно предшествовала расселению славян-кривичей на этой территории. Тушемлинские древности сложились на основе более ранних днепро-двинской культуры и культуры штрихованной керамики в результате метисации с носителями киевской культуры.

Этимология названия

Название произошло от реки Тушемля и расположенного на её берегу близ деревни Мокрядино (Починковский район Смоленской области) одноимённого городища и от белорусской деревни Банцеровщина, расположенной близ Минска.

Жилища

Помимо сёл тушемлинцы строили посёлки-убежища, которые были уничтожены огнём в конце существования их культуры. Тушемлинское городище представляет собой овальную площадку размером около 800 м?, расположенную на мысу, ограниченном двумя оврагами. По периметру его защищали два земляных вала с деревянными оградами по верху. С напольной стороны были устроены еще три вала с такой же бревенчатой оградой. С внутренней стороны городища к стенам вплотную примыкала длинная бревенчатая постройка с двускатным перекрытием шириной 4-4,5 м, разделённая перегородками на семь или восемь помещений, в середине некоторых из них имелись очаги, выложенные камнями, остальные использовались для хозяйственных нужд. В пределах Тушемлинского городища в конце «двора» находилось языческое святилище. В центре мысовой части городища располагалась круглая площадка со столбами по краю и большим столбом в центре, предположительно для главного кумира. Святилище относится к средней фазе существования городища (III—IV века), в верхней культурной фазе святилище отсутствует. Ближайшим аналогом святилищ в пределах городища является святилище, описанное в X веке Ибн Фадланом.

Артефакты

Было развито кузнечное производство. На поселениях занимались получением железа и изготовлением из него орудий труда. Для тушемлинских племен характерны многочисленные железные орудия труда, серпы разновидных форм с крючком, узколезвийные топоры, ножи с прямой спинкой, удила, трехлопастные наконечники стрел, листовидные наконечники копий и др.

Хозяйство

Население занималось земледелием и скотоводством.

Языковые данные

По новейшим данным сравнительной лингвистики, восточно-великорусские говоры в верховьях Днепра и Угры (наиболее компактно на территории мощинской культуры) входят в четвёртую акцентную группу. Согласно выводам лингвистов, «диалекты этой группы ввиду сугубой архаичности их акцентной системы не могут быть объяснены как результат вторичного развития какой-либо из известных акцентологических систем, а должны рассматриваться как наиболее раннее ответвление от праславянского; этнос носитель этого диалекта, представляет, по-видимому, наиболее ранний восточный колонизационный поток славян».


* По материалам: Wikipedia (Тушемлинское Городище)


Яндекс карта: (7)




-== Create by JAMERT ==-
MAPSIA