mapsia.ru
Выберите регион
Музыка Россия
Смоленск - Громовая башня и памятник Федору Коню - Достопримечательность

Громовая башня и памятник Федору Коню (7)

Громовая башня (также известна как Круглая (1609 г.), Топинская (1706 г.) и Тупинская) - одна из самых красивых башен Смоленского Кремля, возведенного зодчим Федором Конём.

Происхождение названия

Описание

Многогранная четырёхъярусная башня. В настоящее время восстановлена в первоначальном виде. Сводчатые межэтажные перекрытия достроены позже.

История башни

Башня неоднократно перестраивалась. В XIX в. здесь размещался губернский архив, бойницы были превращены в широкие окна. В 1932 г. тут открылся музей социалистического строительства. В сер. XX в. башня использовалась под жилье в разоренном второй мировой войной Смоленске.

В 1977 г. был открыт музей, посвящённый боевой истории Смоленска. Спустя десять лет он получил название «Смоленск - щит России». С 25 сентября 2017 г. в башне располагается Музей военной истории Российского военно-исторического общества «Башня Громовая».

Музей военной истории «Башня Громовая»

Обновленная экспозиция развернута на втором и третьем ярусах башни и посвящена строительству Смоленской крепостной стены, обороне Смоленска, Смоленской войне и окончательному вхождению города в состав Русского государства. В ней представлены предметы быта и оружие из фондов музеев и частных коллекций, а также вновь выявленные в центральных архивах документы, чертежи и планы крепостной стены и ее башен.

Экспозиция музея создает атмосферу погружения в историю с помощью звуковых эффектов и мультимедийных технологий - VR-очков и аудиогида.

В Громовой башне также можно увидеть детальный интерактивный макет Смоленской крепостной стены. Размер макета – почти 5 квадратных метров. Для самостоятельного ознакомления с экспозицией доступны мобильные аудиогиды, в которых повествование будет идти от лица строителей и защитников города. На первом ярусе башни предусмотрен сувенирный магазин с полным ассортиментом книгопечатных новинок РВИО и изданиями краеведческой тематики.

Посетители смогут увидеть уникальный интерьер башни, пройтись по ее узким крутым лестницам, полюбоваться деревянным шатром изнутри. На четвертом ярусе под куполом башни предусмотрено пространство для проведения массовых мероприятий. Посетители имеют возможность пройтись по пряслу, единственному месту стены, официально отведенному под туристические прогулки.

  • «Топинская» - перед башней была топь.
  • «Тупинская» - крепостная стена в этом месте образует тупой угол.
  • «Громовая» - в крышу башни иногда попадали молнии, кроме того, верхний ярус башни имеет отличную акустику.

Громовая – одна из самых красивых башен «ожерелья земли русской», Смоленской крепостной стены, возведенной зодчим Федором Конем. Это первая из отреставрированных башен крепости, восстановленная в своем первоначальном виде.

Громовая башня Смоленской крепостной стены передана в пользование Российскому военно-историческому обществу в 2017 г. Обновление музейной экспозиции в ней - первый шаг Российского военно-исторического общества по сохранению и постепенному вводу в использование всех башен и участков прясел уникального объекта культурного наследия федерального значения – Смоленской крепостной стены.

Режим работы Музея: вторник–воскресенье с 11:00 до 19:00 (касса до 18:00). Понедельник - выходной.

Адрес музея: Смоленск, улица Октябрьской Революции, 3, корп. 1

У подножья Смоленской крепостной стены поставлен памятник Фёдору Коню.

Фёдор Савельевич Конь (около 1540 - после 1606) - «государев мастер» времён правления Бориса Годунова, один из немногих древнерусских зодчих, чьё имя зафиксировано источниками.

Биографические данные

Исследователи предположительно считают Фёдора Коня выходцем из Троицкого монастыря в Болдине. В 1594 году Фёдор Конь сделал вклад в Болдин монастырь (35 руб.), с Болдиным были связаны и родные Коня: в 1600 году «с Москвы из суконного ряду Федор Петров сын, а Федора Коня пасынок, дал вкладу 20 руб.; среди работников Болдина монастыря сын Коня Мартин Иванов».

О жизни зодчего известно немного: краткие и отрывочные записи в источниках конца XVI - начала XVII века дают лишь некоторые представления о нём. К таким источникам относятся приходные и расходные книги Болдина - Троицкого монастыря под Дорогобужем за 1568 -1607 год, наказы и грамоты царя Федора Иоанновича 1591 и 1595 годов, различные хронографы и летописцы XVII века.

Последнее упоминание о Фёдоре Коне (1606 год) опубликовано Р. Г. Скрынниковым. В популярной литературе Коню без каких бы то ни было оснований приписываются некоторые сооружения времён Романовых (например, укрепления Новоспасского монастыря).

Биография Фёдора Коня, описывающая его происхождение и бегство за границу, была опубликована Верой Жаковой в 1934 году. В ней Фёдор представлен бунтовщиком и безбожником. При написании биографии Жакова использовала документы (челобитные), одна из которых была впоследствии найдена и опубликована в 1966 году В. Н. Прищепенко. Последующее изучение этого документа выявило подделку (созданную или скопированную в XIX или в начале XX века, то есть по крайней мере в этом случае Жакова работала с уже существующим документом).

Проекты

Фёдор Конь известен как строитель следующих крепостных сооружений и храмов:

  • каменные стены и башни Белого города Москвы (1585 -1593; по линии нынешних бульваров);
  • Троицкая церковь в Вязёмах со звонницей (1585 -1586);
  • самой протяжённой крепости России - Смоленской крепостной стены (1596 -1602);
  • ансамбля Болдинского монастыря под Дорогобужем (1590-е гг.; согласно гипотезе П. Д. Барановского);
  • Борисов городок (1598 -1600 гг.) в селе Борисове;
  • П. А. Раппопорт высказал предположение, что строителем Борисоглебской церкви у Борисова городка также являлся Фёдор Конь. Это предположение отвергал В. В. Косточкин, полагавший, что церковь была построена в 1585 -1586 годах ещё во времена существования деревянных укреплений, до строительства каменной крепости, и ни по своим архитектурным формам, ни по времени строительства не могла быть построена Фёдором Конём. Ранняя датировка строительства Косточкиным является, в свою очередь, также небесспорной.

Постройки Фёдора Коня отличались высокой техникой строительства, продуманностью конструкций, большим архитектурным мастерством. Их стилистические особенности демонстрируют влияние итальянского ренессанса.

Память

  • Дмитрий Кедрин воспел Фёдора Коня в поэме «Конь».
  • Фёдору Коню посвящена глава в книге «Наша древняя столица» Натальи Кончаловской.
  • У Смоленской крепостной стены поставлен памятник Фёдору Коню.

 


* По материалам: Wikipedia (Громовая башня и памятник Федору Коню )


Яндекс карта: (7)




-== Create by JAMERT ==-
MAPSIA