mapsia.ru
Выберите регион
Музыка Россия
Санкт-Петербург
Летний сад - Достопримечательность

Летний сад (18)

Летний сад - парковый ансамбль, памятник садово-паркового искусства первой трети XVIII века в Центральном районе Санкт-Петербурга. Сад был заложен по повелению Петра I в 1704 году и первоначально был регулярным. Занимает отдельный одноимённый остров, омываемый реками Невой, Фонтанкой, Мойкой и Лебяжьей канавкой.

История

Летний сад изначально создавался как летняя царская резиденция, и для её обустройства была выделена часть острова Усадица: Пётр I выбрал обжитую и выгодно расположенную мызу на том месте, где располагалось имение шведского майора Эриха Берндта фон Коноу (Конау) - небольшой домик с хозяйственным двором и садом. В то время эта часть острова выполняла транспортную функцию (утрачена с прокладкой Большой Перспективной дороги).

Хронология создания и развития

В истории формирования и развития Летнего сада исследователи выделяют 7 этапов:

Мраморная скульптура Летнего сада

История создания коллекции

Основная часть коллекции - мраморные скульптуры итальянских мастеров конца XVII - начала XVIII вв. Приобретением скульптур в Италии в начале XVIII века занимались доверенные лица Петра I, знатоки искусства граф Савва Рагузинский-Владиславич и Юрий Кологривов. Уже в 1710 году в саду насчитывалось около тридцати статуй и бюстов. В последующие годы количество их увеличивалось и к 1728 году достигло уже более ста. Многие скульптурные произведения подписаны их исполнителями.

В коллекции представлены работы итальянских скульпторов Пьетро Баратта (P. Baratta) (1668 -1729): скульптурная группа «Мир и Победа. Аллегория Ништадтского мира» (1725), статуи «Аллегория архитектуры» (около 1722), «Аллегория милосердия» (1717), «Аллегория мореплавания» (до 1722), «Аллегория правосудия» (1719), «Слава» (около 1718), бюсты «Александр Македонский» (около 1720), «Аллегория изобилия» (нач. XVIII в.), «Аллегория мира» («Женщина в диадеме») (около 1719), «Аллегория осени (Вакх)» (около 1717), «Аллегория солнца (Аполлон)» (около 1717), «Камилла» (нач. XVIII в.), «Молодая женщина (римлянка)» (нач. XVIII в.), «Флора» (нач. XVIII в.), «Юноша» (нач. XVIII в.); Джованни Бернини (G. Bernini) (1598 -1680), школа: скульптурная группа «Амур и Психея» (конец XVII в.); Джованни Бонацца (G. Banazza) (1654 -1736): статуи «Аврора» (1717), «Закат» (1717), «Ночь» (1717), «Полдень» (1717), «Сивилла Дельфийская» (1719); Джузеппе Гроппелли/Гропелли (G. Groppelli) (1675 -1735) и Паоло Гроппелли/Гропелли (P. Groppelli) (1677 -1751): статуи «Нимфа воздуха» (около 1717), «Талия» (около 1719), «Терпсихора» (около 1722), «Эвтерпа» (около 1722); Марино Гроппелли/Гропелли (M. Groppelli) (1662 -1728): статуи «Аллегория искренности» (1717), «Аллегория истины» (1717); Джованни Дзордзони/Зорзони (G.Zorzoni) (1663 -1741): статуи «Аллегория красоты» (около 1719), «Сивилла Европейская» (1717), «Сивилла Ливийская» (1717); Антонио Коррадини (A. Corradini) (1668 -1752): статуя «Нереида» (около 1717), бюсты «Петрония Прима» (1717), «Скрибония» (нач. XVIII в.); Орацио Маринали (O. Marinali) (1643 -1720): бюсты «Аполлон» (около 1717), «Аристотель» (нач. XVIII в.), «Гераклит» (нач. XVIII в.), «Демокрит» (нач. XVIII в.), «Диоген» (нач. XVIII в.), «Марс» (около 1717), «Сенека» (нач. XVIII в.), «Царь Мидас» (нач. XVIII в.), «Эскулап» (нач. XVIII в.); Бортоло Модоло (B. Modolo) (около 1681 -?): бюсты «Сивилла Самосская» (нач. XVIII в.), «Сивилла Эритрейская» (около 1717); Франческо Пенсо (Кабьянка/Кабианка) (F. Penso Cabianca) (1665 -1737): статуи «Антиной» (1722), «Вертумн» (1717), «Помона» (1717), «Сатурн» (1716), бюсты «Веспасиан» (около 1717), «Марция Фурнилла» (около 1716), «Нерон» (нач. XVIII в.), «Тиберий» (около 1717), «Тит» (около 1717), «Траян» (нач. XVIII в.); Альвизе Тальяпьетра (A. Tagliapietra) (1670 -1747): статуя «Беллона» (около 1718); Антонио Тарсиа (A. Tarsia) (1662 -1739): статуи «Немезида» (1716), «Рок» (около 1716), «Юность» (около 1722), бюст «Аллегория дня» (нач. XVIII в.); Паоло Трискорни (P. Triscornia) (1757 -1833): статуи «Аполлон» (около 1800), «Диана» (XVIII в.), фламандского скульптора Томаса Квеллинуса (T. Quellinus) (1661 -1709): статуи «Минерва» (1690-е), «Нимфа Летнего сада» (1690-е), «Церера» (1690-е), немецкого скульптора Генриха Мейринга (Heinrich Meyring) (1628 -1723): статуя «Флора» (1717), а также ряд работ неизвестных скульпторов конца XVII - начала XVIII века.

В 1720 году в галерее на берегу Невы была установлена античная статуя Венеры, выполненная неизвестным италийским скульптором во II или III веке до н. э. с греческого оригинала Афродиты Книдской или Венеры Капитолийской. Статуя была найдена при раскопках в Италии в 1719 году и подарена Петру I папой римским Климентом XI. Превосходная по качеству исполнения скульптура привлекала в XVIII веке особое внимание посетителей Летнего сада как одна из главных его достопримечательностей. Теперь эта статуя, которая называется «Венера Таврическая», находится в собрании Государственного Эрмитажа.

Скульптурное убранство Летнего сада в XVIII веке дополняли многочисленные, главным образом свинцовые, позолоченные изваяния, украшавшие его фонтаны, впоследствии утраченные.

По тематике скульптуру Летнего сада можно разделить на три большие группы: исторического, аллегорического и мифологического содержания. Среди них имеются отдельные небольшие серии, связанные единством содержания: такова серия, изображающая различное время суток, аллегорические статуи, олицетворяющие науки и искусства, и т. п. Интересны скульптурные портреты исторических деятелей - Александра Македонского, Марка Аврелия, польского короля Яна Собесского, а также статуи, аллегорически изображающие Архитектуру, Славу, Мореплавание, Правосудие и персонажей античной мифологии - Минерву, Беллону, Немезиду, Эвтерпу, Флору, Меркурия, Вакха и др. Некоторые являются подражанием античным оригиналам.

В 1974 г. во время археологических раскопок в районе хозяйственного двора в земле была найдена мраморная герма «Вакх» (неизвестный скульптор, Италия, XVIII в.).

На сегодняшний день коллекция оригиналов мраморной скульптуры Летнего сада состоит из 92 единиц хранения (38 статуй, 5 скульптурных групп, 48 бюстов и 1 гермы), которые после капитальной реставрации, в основном, хранятся в залах Инженерного (Михайловского) замка (90 единиц хранения). Оригинал Пьетро Баратта «Мир и Победа» (Ништадтский мир) (1725) после полной реставрации находится на своём историческом месте в Летнем саду между Летним дворцом Петра I и рекой Невой. Герма «Вакх» не проходила реставрацию и в настоящее время находится в павильоне «Голубятня» боскета «Птичий двор» Летнего сада. Этот памятник является экспонатом постоянно действующей выставки.

Реставрация и замена оригиналов на копии

Все оригинальные мраморные скульптуры и большая часть пьедесталов неоднократно подвергались реставрации.

Учитывая необратимый процесс естественного старения и разрушения каррарского мрамора, из которого изготовлены скульптуры, находившиеся более трёхсот лет под открытым небом, и постоянные акты вандализма, в 1986 году Исполнительный Комитет Ленинградского городского Совета Депутатов трудящихся принял Постановление «Об изготовлении копий скульптуры Летнего сада». За десять лет с 1986 по 1996 годы было изготовлено 25 копий скульптурных бюстов. С 1996 по 2003 годы - ещё 3 копии статуй. Таким образом, до 2004 года было изготовлено в общей сложности 28 копий из материала, который назывался «портландцемент». В 2003 году копирование было приостановлено.

С 2004 года коллекция мраморной скульптуры Летнего сада юридически стала составной частью собрания Русского музея. С 2005 по 2009 годы Отделом реставрации экспонатов Русского музея было отреставрировано 24 скульптуры с пьедесталами, имевшие самые значительные разрушения.

С 2009 по 2011 годы в рамках работ по I этапу комплексной реставрации и реконструкции Летнего сада вся оригинальная мраморная скульптура и пьедесталы были полностью отреставрированы (за исключением мраморной гермы «Вакх», являющейся экспонатом постоянной экспозиции, посвящённой истории археологических изысканий в Летнем саду) и перемещены в залы Инженерного (Михайловского) замка на постоянное музейное хранение. Гранитные пьедесталы после реставрации были возвращены в Летний сад и установлены на свои исторические места.

После реставрации со всех оригинальных мраморных скульптур (за исключением двух экспонатов - скульптурной группы «Мир и Победа» (Ништадский мир) и гермы «Вакх») были сняты силиконовые формы и изготовлены точные копии из искусственного мрамора (натуральной мраморной крошки различной фракции и полимерного связующего), которые были установлены к ноябрю 2011 года в Летнем саду. В общей сложности были изготовлены 90 копий скульптур (статуи, бюсты, скульптурные группы) и 152 пьедестала и подставки под бюсты.

Реставрация статуи «Минерва»

Статуя «Минерва», как и все скульптуры Летнего сада неоднократно подвергалась реставрации. На основании архивных документов только в течение XX века она побывала в реставрации 6 раз. Последнее серьёзное повреждение статуя получила в 2003 году, когда вандалы вырвали у скульптуры копьё, повредив при этом пальцы левой руки, фрагмент плинта и др. После включения Летнего сада в структуру Русского музея в 2004 году статуя «Минерва» была первой статуей, поступившей на капитальную реставрацию. Работы проводились в течение 2005 года. После этого, учитывая общую деструкцию мрамора, было решено не возвращать оригинал в Летний сад, а установить там копию. В 2009 -2011 гг. точная копия из натуральной мраморной крошки была изготовлена с отреставрированного оригинала и установлена на историческом месте скульптуры в Летнем саду. Оригинал хранится в музейных залах Инженерного (Михайловского) замка.

Реставрация статуи «Юность»

Несмотря на то, что статуя только в течение XX века семь раз подвергалась реставрации, за свою трёхвековую историю она почти не пострадала. Однако в 2001 году во время урагана памятник оказался повреждён упавшим деревом, в результате чего предплечье левой руки и бубен вместе с пальцами правой руки были расколоты на 28 фрагментов разной величины. Капитальная реставрация была проведена в конце 2005 года. В 2006 году скульптура была установлена на своё историческое место в Летнем саду. В рамках проекта по реставрации и реконструкции Летнего сада (2009 -2011 гг.) статуя «Юность» была очищена от загрязнений, с неё была снята силиконовая форма и сделана точная копия из натуральной мраморной крошки. Копия была в 2011 году установлена в Летнем саду. Оригинал хранится в залах Инженерного (Михайловского) замка.

Фонтаны Летнего сада

Летний сад задумывался Петром I как сад фонтанов, поэтому не удивительно, что они стали в итоге одним из существенных элементов садового ансамбля. Без них он не мыслил настоящего сада, способного соперничать по своей красоте со знаменитыми парками Версаля. Поэтому, намечая план «огороду», одно из первостепенных мест он отвёл сооружению системы фонтанов. Уже в 1705 году царь приказал зодчему И. М. Угрюмову (Матвееву) «учинить приготовление свай, колёса великого… також двух с пальцами и несколько шестернёй», поясняя, что «сие надобно для возведения воды к фонтанам».

После смерти Угрюмова в 1707 году строительство фонтанов продолжали приглашённые из Европы архитекторы Яган Кинтлер, Х. ван Болос. В 1725 году фонтанов в саду было 20, а к 1736 году - свыше 50. Некоторые фонтаны были украшены свинцовыми позолоченными группами, в основном - сценами из басен Эзопа. Первоначально, снабжавший фонтаны водоподъёмный механизм работал на конной тяге. В 1718 году он был заменён первой в России «огнедействующей машиной» в виде паро-атмосферного насоса конструкции французского инженера Т. Дезагюлье (Desaguliers, Theophile, 1683 -1743). Этот насос, приобретённый по заказу Петра I в 1717 -1718 годах в Англии, был установлен в одном из помещений грота.

В 1718 -1721 годах по проекту Г. Г. Скорнякова-Писарева для питания фонтанов Летнего сада и снабжения города питьевой водой был прорыт Лиговский канал . Канал являлся реализацией сложной для своего времени градостроительной задачи по созданию городского водовода. Канал начинался на юго-западе Петербурга у реки Лиги (ныне река Дудергофка), вытекающей из Дудергофского озера, находящегося на 24 метра выше уровня территории Летнего сада и заканчивался искусственным бассейном на углу современной улицы Некрасова (бывшая Бассейная улица) и Греческого проспекта.

От бассейна в 1725 -1727 годах были проложены трубы к фонтанам Летнего сада, они пересекали реку Фонтанку по деревянному мосту-акведуку, построенному мастером X. ван Болесом, и расположенному на месте нынешнего Пантелеймоновского моста. В 1748 -1749 его заменили новым акведуком в стиле барокко по проекту архитектора Ф. Б. Растрелли. Акведук был пышно украшен лепкой, и даже линии арок были вырезными.

Камер-юнкер герцога Голштинского Фридрих-Вильгельм Бергхольц в своём дневнике так описывает фонтаны Летнего сада в 1721 году: «От этой галереи начинается самая широкая аллея, в которой устроены красивые высоко бьющие фонтаны. Вода для них накачивается большою колесною машиною из канала в особые бассейны и потому её всегда достаточно. У первого фонтана - место, где обыкновенно бывает царица со своими дамами, а у следующего стоят три или четыре стола, за которыми пьют и курят табак. Это место царя. Вправо от этой площадки стоит прекрасная статуя с покрытым лицом, у подножия которой течёт или, вернее сказать, бьёт вода во все стороны… против птичника устроен фонтан в виде вызолоченного каскада, украшенный множеством вызолоченных сосудов…».

Большой участок Второго Летнего сада занимал Лабиринт, на дорожках которого были поставлены фонтаны со свинцовыми позолоченными скульптурными группами на сюжеты басен Эзопа. Значительные работы по сооружению фонтанов Второго Летнего сада выполнил Б. К. Растрелли. «Я велел вырыть пруд большого протяжения, расположенный близ дворца, принадлежащего к новому саду, где я устроил также большой лабиринт из зелени, состоящий из липовых аллей с изгородями из различных деревьев, местами украшенных барельефами позолоченными, с вазами, с взлетающими струями воды; вокруг этого большого бассейна было помещено несколько мраморных статуй… в новом саду выстроил по приказу императрицы большое ванное здание с большим залом, покрытым куполом, с большим фонтаном из многих струй…».

Почти все водомёты, находившиеся на территории сада, когда-то имели свои названия. До нас дошли менее десяти имён: «Царицын» фонтан, «Гербовый», «Пирамида», «Коронный», «Яблошный», «Фаворит» и «Лакоста». Сюда же можно отнести каскады «Дельфиновый» и «Амфитеатр».

Фонтан «Царицын», располагавшийся на первой площадке от Невы по Центральной аллее, был назван в честь Екатерины I. Здесь императрица обыкновенно встречала гостей, прибывавших в сад со стороны Невы.

Фонтан «Гербовый», находившийся на второй площадке, получил своё название от резных двуглавых орлов, красовавшихся в центре водомёта. Гербы из дуба, выполненные «резного дела мастером» Кондратом Ганом, в 1721 году были инкрустированы заморскими раковинами.

Фонтан «Пирамида» располагался на четвёртой площадке по главной аллее. Когда-то на этом месте находился квадратный фонтан, однако, Екатерина I пожелала видеть здесь пирамиду. «Чертёж фантаны четверогранной… переделать, чтоб была наподобие пирамиды», - гласил её указ. Возможно, фонтан «Пирамида» в Летнем саду был точной копией одноимённого петергофского.

Фонтан «Коронный», располагавшийся перед прежним входом в Летний сад со стороны Потешного луга (ныне - Марсово поле), был многоструйным. Своё поистине королевское название он получил по форме струй, образующих похожую на корону композицию.

«Яблоневый» или «Яблошный» фонтан, находившийся в Фабульной роще во втором Летнем саду, по всей видимости, был представлен в виде ветвей яблони, через которые били струи.

Название фонтана «Фараон» - одно из самых неожиданных для Летнего сада. Судя по описи 1824 года, такой водомёт стоял в гроте и был демонтирован в 1781 году. Он представлял собой «фонтанную свинцовую фигуру… Фараона с воинством».

Фонтан «Нарцисс» можно отнести к малоизвестным водомётам Летнего сада. Он находился в Дубовой роще, ныне не существующей, недалеко от дворца Петра I. Водомёт украшала статуя сидящего Нарцисса, который задумчиво вглядывался в фонтанную чашу.

Упоминание о фонтане «Тюленевый» мы встречаем в записках Ф. В. Бергхольца (F.W. Bergholtz), видевшего в 1723 году в бассейне водомёта «живого тюленя». Об этом же сообщается и в частном письме полкового писаря Савицкого, датированном 5 июня 1718 года: Пётр I в день своего рождения 30 мая водил гостей по Летнему саду, где, между прочим, показывал «фонтаны и в них плавающих дивных морских животных».

В Летнем саду нередко повторялись петергофские фонтаны. В 1725 году в Петергофе был открыт одноструйный круглый фонтан «Фаворитка», шутки ради названный в честь любимой собачки Екатерины I. Специальная водяная турбина приводила в движение горизонтальное колесо, на котором друг за другом сидели четыре медные уточки и собачка, безуспешно «догонявшая» птиц. При этом, как пишут очевидцы, собачка натурально «брехала», а утки «крякали». Екатерина была в восторге от такой забавы и тотчас распорядилась устроить подобный в Летнем саду. В следующем 1728 году фонтан был построен и занял своё место в южном боскете перед павильоном «Грот». В описи сада 1736 года упоминается и «Фаворит»: «От грота по обеим сторонам дороги две брусчатые огибные, одна в Фаворит… другая к новому фонтану Лакоста, который ещё недоделан».

Упоминаемый в документе фонтан «Лакоста» можно назвать фонтаном-спутником «Фаворита». Он располагался симметрично фонтану «Фаворит», в центре правого «зелёного кабинета».

Фонтаны и система их водоснабжения были разрушены катастрофическим наводнением 21 сентября 1777 года. Екатерина II приняла решение не восстанавливать их.

В рамках I этапа реконструкции и капитального ремонта Летнего сада (2009 -2011 гг.) на основании данных археологических раскопок были воссозданы 8 фонтанов. Девятый фонтан «Лакоста» - музеефицирован.


* По материалам: Wikipedia (Летний сад)


Яндекс карта: (18)




-== Create by JAMERT ==-
MAPSIA