MAPSIA - ЛУЧШИЕ 20+ мест для путешествий на карте |
Турция - Стамбул - Достопримечательность |
Стамбул
(1)
Стамбул, ранее известный как Византий, затем Константинополь - крупнейший город Турции, экономический, исторический и культурный центр страны. Расположен в Евразии, на берегах пролива Босфор (который разделяет Европу и Азию), между Мраморным и Чёрным морем. Европейская (основная) и азиатская части города соединены мостами и тоннелями. С населением свыше 15 млн человек, Стамбул является одним из самых населённых городов мира. Бывшая столица Римской, Восточно-Римской (Византийской), Латинской и Османской империй. Столицей Турции Стамбул не является. В 1923 году, после Войны за независимость Турции, Анкара стала новой турецкой столицей. Основан под названием Византион (др.-греч. Βυζ?ντιον) на мысе Сарайбурну около 660 года до н. э. Город занимал стратегическое положение между Чёрным и Средиземным морем. Он был также на историческом Великом шёлковом пути. Название городаВ VII веке до нашей эры колонистами, в основном, выходцами из греческого города Мегары, был основан город Византий. В 330 году римский император Константин I Великий перенёс столицу Римской империи в Византий, которому было дано название Новый Рим, однако это наименование не прижилось, и вскоре столицу стали называть Константинополем - городом Константина. В XIII веке арабы использовали название Истинполин, которое восходит к греческой фразе греч. ε?ς τ?ν Π?λι(ν) («ис тин п?ли(н)», «ис тим б?ли(н)») - в город(е). Отсюда могло произойти современное название. Согласно другой версии, оно происходит от Исламбул (город ислама), что, однако, вызывает сомнения в связи с существованием вышеупомянутого названия Истинполин, созвучного современному, ещё до падения Константинополя в 1453 г. Фирман 1760/1 г., который на практике так и не был реализован, в качестве официального устанавливал встречавшееся уже в документах XV в. название Исламбол, то есть наполненный исламом. С конца XVIII века в европейских странах, в том числе в России, в употребление входит искажённая форма: Стамбул. Формально город после его захвата турками и переноса туда столицы империи не переименовывался: для турок он как был, так и оставался Истанбул, а для греков - Константинополь (в обиходе просто греч. ? Π?λη). В Османской империи использовались оба этих названия города. До 1930 года официальное, международно принятое название города: Константино?поль (с греч. - «Город Константина»; тур. Konstantiniyye), каковое признавалось Великим национальным собранием Турции: подписи его полномочных представителей стоят под Лозаннским договором, текст которого использует исключительно топоним Константинополь. В официальных русских текстах Константинопольского договора 1724 года, Парижского мирного договора 1856 года, Сан-Стефанского мирного договора 1878 года и Берлинского трактата 1878 года используется принятый тогда в России топоним Константинополь. Другое историческое название, до сих пор используемое в титуле Константинопольского патриарха: Но?вый Рим или Второй Рим (греч. Ν?α Ρ?μη, лат. Nova Roma); до 330 года Виза?нтий (греч. Βυζ?ντιον). В средневековых русских летописях и иной литературе часто именовался Царьградом или Константиновым градом, в болгарском и сербском языках топоним Цариград в настоящее время употребляется как неофициальное обозначение города. При провозглашении Турецкой Республики 29 октября 1923 года столицей государства была провозглашена Анкара (Ангора), к тому времени уже несколько лет бывшая центром кемалистской администрации (халифат продолжал существовать до марта 1924 года). 28 марта 1930 года турецкими властями было предписано использовать только турецкий вариант названия. В турецком языке топоним ?stanbul (, разговорно ) пишется через «?», отличную от буквы «I». В греческом языке, тем не менее, название греч. Κωνσταντινο?πολη сохраняется как официально принятое в Греции, а также на Кипре; также по-гречески может называться «Город» (греч. Π?λη). В русском языке турецкое название Istanbul используется в русифицированном варианте Стамбул. 18 марта 2019 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, выступая на церемонии, приуроченной к 104-й годовщине победы при Чанаккале (эпизод Дарданелльской операции), комментируя нападение в Новой Зеландии, заявил: «Враги мусульман и Турции продемонстрировали, что продолжают нас ненавидеть. Мы готовы дать отпор и громогласно заявляем об этом в Чанаккале. Турецкий народ будет всегда населять эти земли. Мы не позволим превратить Стамбул в Константинополь» (русский перевод - согласно русскоязычному тексту публикации на сайте агентства Анадолу) История городаСледы первых поселений были обнаружены на азиатской стороне города и относятся к неолиту. Первые поселения в окрестностях нынешнего Дворца Топкапы могут быть отнесены к бронзовому веку. Самые ранние поселения датируются 6700 годом до нашей эры. ВизантийВизантий (греч. Βυζ?ντιον, лат. Byzantium). Первой известной датой в истории города считается 659 год до нашей эры, когда на азиатской стороне Босфора появились первые греческие поселенцы из Мегары (мегарейцы), их колонией стал Халкедон, ныне городской район Кадыкёй. Непосредственно Виза?нтий основал Визант (Визас) из Мегары в 667 году до нашей эры. Удачное географическое и стратегическое положение способствовало бурному развитию торговли и процветанию города. Город контролировал Босфор, торговые пути из Европы в Азию и из Чёрного моря в Эгейское, однако по этой причине он много раз подвергался нападениям. В 74 году до н. э. Византий попадает под власть Рима, после чего наступил спокойный период. После значительного разрушения в ходе гражданских войн при Септимии Севере он быстро пришёл в упадок. В III веке город неоднократно подвергался набегам со стороны варваров. Из построек этого времени частично сохранился ипподром. Римская империя и Византийская империяВ 324 году император Константин Великий развернул масштабное строительство на территории Византия, увеличив площадь города в несколько раз. 11 мая 330 года он официально перенёс столицу Римской империи в город на Босфоре и нарёк его Новым Римом или Константинополем. После распада империи он стал столицей Византийской империи (Восточно-Римская с 395 г., осталась единственной империей с 476 г.). Самоназванием империи было Ромейская, а народа - ромеи, то есть римляне. Этим именем («румлар» по-турецки) турки продолжают по сегодняшний день называть уже немногочисленных греков города. На протяжении тысячелетия он был столицей Византии, крупнейшим центром восточного христианства, одним из крупнейших в мире. В 1204 году был разграблен крестоносцами, которые установили в нём до 1261 года Латинскую империю. Восстановившаяся Византия под властью династии Палеологов просуществовала до 1453 года, когда был взят турками. Султан Мехмед II провозгласил город столицей Османской империи. Османская империяПосле взятия Константинополя османы, сделавшие его столицей своей империи, стали перестраивать город. Наиболее значительные православные храмы были обращены в мечети, включая Собор Святой Софии. При Мехмеде II построены дворец Топкапы, мечеть Завоевателя, Гранд-базар. После захвата османами Египта в 1517 году некоторые значимые исламские реликвии были перевезены из Каира в Константинополь. Город становится центром исламского мира - халифата. Во времена Сулеймана Великолепного в 1520 -1566 годах наступает золотой век для Константинополя. Строятся новые мечети, медресе и иные здания. Особое место занимает строительство Мечети Сулеймание. Голубая мечеть строится в 1609 -1616 годах при султане Ахмеде I. Нередкие землетрясения и пожары, однако, приводили к потерям архитектурных ценностей города. В XIX веке происходит некоторая европеизация оттоманской элиты, которая начинает проявлять интерес к европейским архитектурным стилям: барокко и рококо. В царствование Абдул-Меджида (1839 -1861), эпоху Танзимата, в высшем обществе империи в моду входят французский язык, европейское платье, в некоторой степени либерализируется политическая жизнь и религиозная политика. Зримым символом перемен стал переезд резиденции султана из дворца Топкапы в новую резиденцию дворец Долмабахче. В 1845 году был построен первый постоянный Галатский мост, в 1850 году по Босфору пошли пароходы. В 1871 году в начинает действовать трамвайная линия, а в 1875 году карликовая линия метро Тюнель. В 1889 году открыто пассажирское железнодорожное сообщение Париж - Константинополь («Восточный экспресс»). В конце XIX века в городе создаётся современная по тем временам система электро- и водоснабжения. В конце XIX - начале XX веков был построен ряд крупных христианских культовых сооружений, в том числе католическая церковь Святого Антония Падуанского и православный храм Святой Троицы в Пере. Христиане разных конфессий составляли половину населения города в 1910 году. В годы Первой мировой войны Турция была союзницей Германии; после их поражения в войне и заключения Мудросского перемирия, 13 ноября 1918 года Константинополь оккупирован войсками Англии, Франции и Италии. Национальное турецкое движение во главе с Мустафой Кемалем Ататюрком, при значительной финансовой и военной помощи, оказанной большевистским правительством РСФСР, в 1922 году освободило Константинополь от Антанты. Турецкая РеспубликаВ октябре 1923 года, после победы турецкого национального движения во главе с Кемалем Ататюрком и установления Турецкой Республики, столичные функции Константинополя перешли к Анкаре, однако, город сохранил роль торгово-промышленного, культурного центра страны. После принудительного выселения православного населения из Турции в 1923 году, он оставался единственным городом страны, где сохранялось значительное греческое население, однако ряд дискриминационных мер экономического характера, предпринятых кемалистским режимом в 1930-е - 1940-е гг., привёл к экономическому упадку и относительному запустению Перы, ранее процветавшего района греческого бизнеса и культуры. Последовавшие во второй половине XX века погромы и дискриминация коренного греческого населения привели к исчезновению сколько-нибудь численно значимой греческой общины; тем не менее, Стамбул остаётся центром Константинопольского Патриархата с резиденцией Вселенского Патриарха в квартале Фанар (Фенер). За свою историю город был резиденцией 10 римских, 82 византийских императоров и 30 османских султанов. ГеографияРасположениеРасположен в холмистой местности на северо-западе Турции на обоих берегах пролива Босфор и с юга - на берегу Мраморного моря. Основная часть города находится в Европе, меньшая - в Азии. В свою очередь, европейская часть города делится на две части бухтой Золотой Рог. Площадь города 5343 км². Стамбул раскинулся в длину на 150 км, а в ширину на 50 км.. Город расположен на пути из Чёрного моря в Мраморное море и далее в Средиземное. КлиматРасполагается на окраине зоны субтропического климата, однако испытывает влияние холодных ветров с севера. Зимой температура в среднем между +3 °C и +9 °C. Зима прохладная и влажная, температура ниже 0 °C бывает в среднем 21 день в году. Почти каждой зимой выпадает снег. Весна и осень приятно мягкие, но склонны к резким перепадам температуры. Летом сравнительно жарко, средняя температура от 19 °C до 28 °C, имеются периоды высокой влажности воздуха. Однако сильная жара (35 °C и выше) в городе бывает редко. За год выпадает в среднем 850 мм осадков, в основном в виде дождей, которые приходятся приблизительно на 123 дня. Город получает более 2000 солнечных часов в год. Среднегодовая относительная влажность всегда высока, в среднем около 71,5 %. Абсолютный минимум температуры −16,1 °C зафиксирован 9 февраля 1927 года, абсолютный максимум +40,5 °C 12 июля 2000 года. Районы СтамбулаИсторические районы и кварталы СтамбулаЕвропа: Айвансарай, Аксарай, Байрампаша, Бакыркёй, Балат, Бебек, Бешикташ, Беязит, Газиосманпаша, Галата, Долмабахче, Ешилкёй, Зейтинбурну, Кягытхане, Капалы Чарши, Вефа, Джибали, Зейрек, Кабаташ, Касымпаша, Лалели, Ортакёй, Пера, Сарыер, Султанахмет, Сулукуле, Таксим, Фатих, Фенер, Чукурджума, Шишли, Эминёню, Эюп; Азия:
Административное делениеС апреля 2008 года и по настоящее время в состав ила (провинции) Стамбул входят 39 ильче (тур. ilçe, ilçeleri) или муниципальных районов, образующих городскую агломерацию Большой Стамбул, население которой составляет 15 029 231 чел. (2017 год). Стамбульская столичная муниципальная мэрия ?BB (тур. ?stanbul Büyük?ehir Belediyesi) координирует и контролирует деятельность всех районных муниципалитетов. К её ведению относятся вопросы общего бюджета, налогов и сборов, социального обеспечения, инфраструктурных проектов, строительства, транспорта, благоустройства и т. д. НаселениеНа протяжении большей части своей истории Стамбул входит в число крупнейших городов мира. К 500 году н. э. Константинополь с населением от 400 до 500 тысяч человек обошёл своего предшественника Рим, в борьбе за звание крупнейшего города мира. Вплоть до XII века состязался с другими крупными городами, такими как Багдад, Чанъань, Кайфэн и Мерв, за статус самого густонаселённого в мире. В дальнейшем, он никогда больше не был крупнейшим в мире, но оставался крупнейшим городом Европы с 1500 по 1750 год, когда он был превзойдён Лондоном. По данным Турецкого статистического института, население муниципалитета Стамбула в конце 2014 года составляло 15 029 231 человек, таким образом в нём проживало 18,6 % населения страны. По другим данным, в том же году население в черте города составляло 14 657 434. Около 97 -98 % жителей столичного муниципалитета проживали в черте города, по сравнению с 89 % в 2007 году и 61 % в 1980 году. 64,9 % (2/3) жителей проживают на европейской стороне города и 35,1 % (1/3) на азиатской. Стамбул - крупнейший город в Европе, но собственно европейская часть его всё же уступает по количеству населения Москве. Несмотря на то, что город занимает 4-е место в мире по населению (после Шанхая, Пекина и Лагоса (исключая Чунцин)) Список городов по численности населения, он лишь на 24-м месте среди городских территорий и 18-м среди городских агломераций, поскольку пределы города примерно эквивалентны агломерации. Сегодня он является одной из крупнейших городских агломераций в Европе, наряду с Москвой. Годовой рост населения Стамбула на 3,45 % является самым высоким среди семидесяти восьми крупнейших мегаполисов стран-членов ОЭСР. Особенно впечатляющий рост населения наблюдался во второй половине XX века, население города с 1945 по 2000 год увеличилось в десять раз. Рост происходит благодаря расширению городских границ, особенно в период между 1980 и 1985 годами, когда численность жителей почти удвоилась. Значительный рост в XX и XXI веках в значительной степени подпитывается мигрантами из восточных регионов Турции, ищущими работу и лучших условий жизни. Число жителей города, происходящих из семи северных и восточных провинций, больше, чем население этих провинций; более полумиллиона жителей Стамбула являются выходцами из провинций Сивас и Кастамону. Стамбул занимает первое место в мире по количеству принятых беженцев (почти 559 тыс.чел.), также в городе проживает большое количество мигрантов из разных стран. Только 28 % жителей города родились в нём. Наиболее густонаселённые районы европейской стороны, как правило, лежат на северо-западе, западе и юго-западе от центра города; самым густонаселённым районом на азиатской стороне является Ускюдар. Каждый 5-й житель Турции (с населением 85 млн) проживает в Стамбуле. ЭкономикаС середины 1990-х годов экономика Стамбула является одной из самых быстрорастущих экономик городов в рамках ОЭСР. Согласно исследованиям компании McKinsey Global Institute, к 2025 году город займёт в списке ВВП городов по ППС 14-е место в мире, а номинальный прирост к этому моменту составит порядка $291.5 млрд. На него приходится 27 % ВВП всей Турции и 20 % всей находящейся в стране рабочей силы. ВВП на душу населения Стамбула на 70 % выше среднего показателя по стране, а производительность как региона выше примерно на 50 % при том, что в основном стамбульская экономика производит продукты с высокой добавленной стоимостью. Здесь собирается около 40 % всех турецких налогов. Данные показатели учитывают также 30 проживающих в городе миллиардеров. Стамбул занимает второе место в мире после Лас-Вегаса по числу регистрируемых браков, таким образом, он является одним из самых популярных направлений свадебного туризма. ПромышленностьСтамбул имеет развитую диверсифицированную промышленность. Экономика в основном базируется на машиностроении, в том числе судостроении, химической, цементной, пищевой, лёгкой, полиграфической, электротехнической, деревообрабатывающей, бумажной и стекольной промышленности, торговле и туризме. Кроме того, производятся оливковое масло, табачные изделия, транспортные средства, электроника и другое. Несмотря на то, что экономика, в основном, производит товары с высокой добавленной стоимостью, множество товаров с низкой добавленной стоимостью активно производятся и даже более заметны. Это сувениры, турецкие сладости, одежда среднего качества, национальные костюмы и многое другое. Хотя в сумме они составляют лишь 26 % от ВВП города, 80 % экспорта приходится именно на них. Финансовый центрЗдесь располагается Стамбульская фондовая биржа, единственная биржа в Турции, которая объединила существовавшую ранее Стамбульскую золотую биржу и Турецкую биржу деривативов, базируются основные банки страны, иностранные страховые общества и агентства. Старая биржа была основана ещё во времена Османской империи, в 1866 году. В течение всего XIX и начала XX столетия Bankalar Caddesi (Банковая улица) в районе Галаты была финансовым центром всей Османской империи, здесь расположилась первая в Турции биржа. Улица оставалась важнейшим финансовым центром страны вплоть до 1990-х годов, когда большая часть турецких банков перевела свои штаб-квартиры в современные небоскрёбы в районах Левент и Маслак (англ.)рус.. В 1995 году Стамбульская биржа переместилась в своё нынешнее здание в районе Сарыйер. Сегодня в Стамбуле построен ещё один крупный деловой центр Аташехир. Транзит через БосфорОдним из важных факторов экономики города является его расположение на берегах Босфора, который является единственным морским путём между Чёрным и Средиземным морями, вследствие чего считается одной из самых загруженных водных артерий мира. Более 200 млн тонн нефти перевозится через пролив ежегодно. В среднем он загружен примерно в три раза больше чем Суэцкий канал, поэтому рассматривается вариант строительства обводного канала в европейской части для разгрузки Босфора. В Стамбуле располагается три крупных международных порта: порт Хайдарпаша, порт Амбарли и порт Зейтинбурну, а также множество более мелких портов и нефтяных терминалов вдоль всего пролива, а также на берегах Мраморного моря. ТуризмСтамбул - крайне популярное направление туризма. Данный сектор продолжает быстро развиваться. Если в 2000 году город посетило 2,4 млн иностранных туристов, то в 2012 году уже 11,6 млн, что вывело его на пятое место в мире среди популярных туристических направлений. Главные туристические объекты расположены в европейской части города. Здесь располагается около 90 % отелей. В городе действует семьдесят музеев, из которых только дворец Топкапы и Айя-София приносят в год 30 млн долларов чистого дохода. Всего здесь насчитывается 17 дворцов, 64 мечети и 49 исторических церквей, а также множество иных древних достопримечательностей (колонны, крепости, подземные цистерны и др.) Наука и образованиеСтамбул является научным центром Турции. В городе расположено несколько государственных университетов, среди них Стамбульский университет, Стамбульский технический университет, Университет Мармара и Босфорский университет, а также несколько частных университетов: Едитепе, Малтепе, Галатасарай, Фатих и др. Также находятся Стамбульская академия экономики и торговли, Высшая техническая школа, Академия изящных искусств, Стамбульская консерватория и другие высшие учебные заведения. Действуют ряд научных обществ: Турецкое медицинское общество, Турецкое биологическое общество, Турецкое химическое общество. Крупнейшие библиотеки города: библиотека Стамбульского университета и библиотека Стамбульского технического университета, библиотека Сулеймание, библиотека Баязида, Библиотека Кёпрюлю (первая в Османской империи частная библиотека), Библиотека Атифа Эфенди. Самыми крупными являются Стамбульский университет (около 140.000 студентов), Университет Мармара (около 55.000 студентов). Университет Мармара является самым многоязычным университетом в Турции, где обучение на некоторых факультетах ведётся на английском, немецком, французском и др. языках. В городе множество частных и государственных средних школ, военных училищ. СпортВ городе базируются такие известные футбольные клубы как «Галатасарай», «Бешикташ», «Фенербахче» и «Истанбул Башакшехир». КультураМузеиИзвестнейшие музеи города: Голубая мечеть, мечеть Сулеймание, Софийский собор, Стамбульский археологический музей, музей живописи и скульптуры, дворец Топкапы, Мозаичный музей, музей турецкого и исламского искусства, музей восточной культуры, Муниципальный музей, музей Долмабахче с часами-башней, Едикуле, Цистерна Базилика, монастырь Хора, музей Пера в Бейоглу, музей Сакып Сабанджи, литературный музей-библиотека Ахмеда Хамди Танпынара, Музей невинности и другие. Театры и галереиТеатры: Городской, «Кен-тер», «Харбие», «Фатих», «Гюльтепе», «Кадыкёй», оперный зал «Максим». ВыставкиРаз в два года в городе проходит биеннале современного искусства. Средства массовой информацииИздаются газеты «Сабах», «Радикал», «Миллиет», «Джумхуриет» и другие. ТелевидениеРасположены многочисленные общенациональные и местные телевизионные компании и студии: CNBC-e, CNN Türk, MTV Türkiye, NTV Turkey, Kanal D, ATV Turkey, Show TV, Star TV, Cine5, SKY Türk, TGRT, Kanal 7, Kanal Türk, Flash TV, STV, Haber и другие. АрхитектураСреди сыгравших большую роль в определении архитектурного лица города отмечается зодчий Синан. Достопримечательности СтамбулаОсновные достопримечательности города удобно разбить на четыре группы по их расположению:
Перечисление достопримечательностей, разбитое по видам сооружений и историческим периодам, приведено ниже.
Церкви византийской эпохи (в том числе бывшие)
Современные церкви
Мечети
Дворцы
Площади
Крепости
Башни
Парки
Зоопарки
Мосты
Базары Стамбула
ТранспортСтамбул - крупнейший транспортный узел Турции. В городе сходится ряд важных железнодорожных и автомобильных магистралей, связывающие центральную Европу с Турцией, Сирией и Ираном. Имеются крупные морские порты и международные аэропорты. Автомобильный транспортСтамбул - важный центр автомобильных перевозок, лежащий на пересечении транспортных путей, соединяющих Европу и Азию. Действует международный автовокзал Бюйюк Истанбул Отогары. Серьёзную проблему для города представляют автомобильные пробки, особенно на трассах, пересекающих Босфор. В городе очень много такси. Воздушный транспортПассажирские воздушные перевозки осуществляются через два международных аэропорта: новый Международный аэропорт Стамбул (IST) (Istanbul Airport), расположенный в европейской части города на расстоянии 35 километров от центра и заменивший собой аэропорт Ататюрка (IST) (Atatürk International Airport), и аэропорт имени Сабихи Гёкчен (SAW) (Sabiha Gökçen International Airport), расположенный в азиатской части города. Водный транспортМорская акватория города охватывает часть пролива Босфор, бухту Золотой Рог и северо-восточную часть Мраморного моря. Крупнейшие порты: порт Хайдарпаша, порт Йеникапы. международный порт Каракёй. Действуют современные городские пассажирские суда, так называемые морские автобусы (тур. deniz otobüsleri), осуществляющие регулярные морские рейсы между районами Стамбула, пригородами и близлежащими островами. Железнодорожный транспортВ городе имеются два крупных пассажирских железнодорожных вокзала: вокзал Сиркеджи, находящийся в европейской части города и вокзал Хайдарпаша, находящийся в азиатской части города. По состоянию на начало 2015 года оба этих вокзала не используются для осуществления пассажирских перевозок, реализуется проект реконструкции железнодорожной сети Мармарай. Через грузовые железнодорожные станции Стамбула проходит значительный объём грузов, в первую очередь, предназначенных для перегрузки в морских портах. Общественный транспортТюнель В городе действует разветвлённая сеть маршрутов частных и муниципальных автобусов, трамвайное сообщение (см. Стамбульский трамвай), автопоезда системы Metrobus и метрополитен. Последний представлен следующими линиями: Тюнель, ветка метрополитена (metro), ветка лёгкого метро (hafif metro) и новый Тюнель фуникулёр «Таксим-Кабаташ», находящиеся в европейской части города. Существуют две линии пригородных поездов: европейская и азиатская. В 2006 году было начато строительство железнодорожного тоннеля Мармарай под Босфором, который объединил скоростные транспортные системы Стамбула, находящиеся в европейской и азиатской частях города. В 2007 году строительство приостанавливалось из-за раскопок древнего морского порта, обнаруженного в процессе строительных работ. Официальный запуск тоннеля планировался осенью 2013 года, в итоге он был открыт в ноябре 2013 года. Существенная доля пассажирских наземных перевозок приходится на маршрутное такси (долмуш) и водный транспорт, особенно в пассажиропотокк между Азией и Европой. Для оплаты общественного транспорта в Стамбуле используются наличные деньги, бумажные билеты, жетоны (платёжные знаки), электронные билеты «эльбиль» (турецк. ELektronik BILet), универсальные проездные «акбиль» (турецк. AK?ll? BILet - разумный билет) и «электронный бумажник» IstanbulKart. Акбиль, внешне выглядящий как небольшая металлическая таблетка оправленная в пластмассовый корпус, действует в городских автобусах, трамваях, фуникулёрах, метро, пригородных поездах и на морском транспорте. Приобрести его можно было в специальных терминалах в аэропортах Стамбула, а также во всех киосках с надписью Akbil. Деньги на депозит акбиля кладутся в том же киоске или через специальный автомат. Электронным билетом «эльбиль», или как его ещё называют бешиБирйерде (be?iBiryerde - пять в одном), можно оплатить пять поездок в городских автобусах, метро, трамваях, фуникулёре и на паромах. В марте 2009 года мэрия Большого Стамбула приступила к продвижению многофункциональных карт IstanbulKart, называемых также «электронными бумажниками» стоимость в 6 лир. Универсальные проездные «акбили» постепенно заменяются на IstanbulKart, покупка самих акбилей с 2012 года закрыта, туристам доступны лишь жетоны и IstanbulKart. Каждый жетон стоит 5 лир, в то время как одна поездка по карте обходится в 2,6 лиры, а в случае дальнейших пересадок, либо использования транспорта через небольшие промежутки времени стоимость конкретных поездок снижается до 1,8 лиры в течение дня. IstanbulKart можно продать назад государству, однако сделать это можно лишь в государственных киосках, которые есть далеко не везде. В случае возврата денег возвращается залог в 6 лир, также можно вернуть деньги со счёта, но также не везде.
* По материалам: Wikipedia (Стамбул) Яндекс карта: (1) |