Старый город Хойан
(9)
Хойан - город провинциального подчинения в провинции Куангнам в центральном Вьетнаме. Население - свыше 120 тыс. человек, преимущественно вьеты, имеется небольшая китайская община. Площадь - 60 км². В 1999 году старый город Хойана, относящийся к XV-XIX векам, был внесён в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО как образец хорошо сохранившегося торгового порта Юго-Восточной Азии. Его планировка и многочисленные древние строения отражают местное и иностранное влияние на архитектуру и быт доколониального Вьетнама. Хойан отражает сплав культуры коренных народов (тямов и вьетов) с иностранными культурами (изначально китайской и японской, позже - европейской). Из-за обилия прогулочных и рыболовецких лодок, различных катеров, плавучих ресторанчиков, которые перемещаются по реке и каналам, исторический центр Хойана часто называют «вьетнамской Венецией». Город является отправной точкой для экскурсий, следующих в расположенные рядом тямские комплексы Мишон и Донгзыонг. РемёслаДеревня Кимбонг, расположенная в сельской коммуне Камким, на южном берегу реки Тхубон, славится своими плотниками и резчиками по дереву. Она была основана в конце XVI века переселенцами из Северного Вьетнама, которые принесли с собой традиции деревообработки. За многие века жители Кимбонга переняли методы и технологии обработки древесины у китайцев, японцев и европейцев, сформировав в конце концов собственный стиль. Усилиями плотников и резчиков Кимбонга были построены все старинные дома и храмы Хойана. Мастерство плотников и резчиков Кимбонга ценилось настолько высоко, что Нгуены приглашали их строить и оформлять дворцы, павильоны, храмы и гробницы в цитадели Хюэ. Издавна ученики нанимаются к местным мастерам, годами постигают ремесло, а потом открывают свои мастерские. Современные плотники и резчики Кимбонга производят деревянные ворота, двери, окна, мебель, религиозные статуэтки и лодки. Деревня Тханьха, расположенная в юго-восточной части одноимённого района Хойана, славится производством глиняной посуды и других керамических изделий (черепицы, напольной плитки, горшков, кухонной утвари). Часть продукции декорирована и рельефна, часть покрыта тёмно-коричневой или тёмно-жёлтой глазурью. Раньше в деревне производили кирпичи, но обжиговые печи были закрыты из-за дыма, загрязнявшего воздух. Деревня Тханьха была основана примерно в то же время, что и Кимбонг, и также выходцами из Северного Вьетнама (вероятно, вьетами из области современных провинций Тханьхоа и Нгеан). Многие поколения хойанцев имели у себя в домах посуду и горшки, произведённые в деревне Тханьха. Близость к удобной пристани на реке Тхубон позволяла вывозить продукцию деревни в другие приморские области Вьетнама и даже за границу. И сегодня производство керамики в Тханьха имеет свои старинные гендерные особенности: мужчины преимущественно привозят и замешивают глину, в то время как женщины работают за гончарным кругом (одна женщина ногой вращает круг, а другая придаёт форму изделию). Затем мужчины выкладывают изделия на солнце для просушки, после чего везут обжигать в печи, нужная температура в которых достигается благодаря сжиганию дров. ТуризмХойан иногда называют городом-музеем под открытым небом. На сегодняшний день в Хойане имеется свыше тысячи официально признанных зданий исторического значения. Среди них старинные китайские дома и магазины, руины тямских храмов, общественные здания, гробницы. Город также известен своими сувенирными и антикварными магазинами, большим количеством швейных мастерских. Кроме того, многочисленных туристов привлекают пляжи побережья, песчаные дюны и заповедник на Тямских островах. Если в 1997 году Хойан посетило 140 тыс. туристов (в том числе 81 тыс. иностранных), то в 2007 году это число превысило 1 млн человек (в том числе свыше 600 тыс. иностранных туристов). С 1999 года доходы от туризма постоянно росли, средний ежегодный экономический рост города составлял около 13 %. Если в 1997 году оборот туристического сектора составлял 2,9 млн долларов, то к 2007 году он вырос до 38,4 млн долларов (34,4 млн пришлись на такие услуги, как поселение, питание, связь, массаж и спа-процедуры, входные билеты, транспорт, экскурсии, а 4 млн - на продажу товаров). По состоянию на 2007 год туризм, торговля и другие услуги обеспечивали 64 % совокупной выручки экономики Хойана, промышленность и строительство - 21 %, сельское и лесное хозяйство, рыбная ловля - 15 %. По состоянию на 2007 год на гостиничный сектор приходилось почти 60 % оборота сферы туристических услуг. В городе работало 79 заведений на 3 тыс. номеров (в 1999 году было 530 номеров), в том числе 34 гостевых дома (10 % номеров), 26 одно-двухзвёздочных отелей (28 % номеров) и 19 трёх-пятизвёздочных отелей (56 % номеров). В Хойане представлены отели различных категорий, как местных, так и международных сетей. К первым относятся отели сети Vinpearl, принадлежащие миллиардеру Фам Нят Выонгу, ко вторым - отели Royal Hoi An французской сети Sofitel и The Nam Hai канадской сети Four Seasons. Около 70 ресторанов и баров давали 25 % оборота сферы туристических услуг (большинство из них располагалось в отреставрированных исторических зданиях старого Хойана). В конце 1995 года власти Хойана ввели плату за посещение представлений, музеев, залов собраний, старых домов, храмов и других исторических памятников (в том числе Японского моста). В 2007 году общий доход, полученный с входной платы от туристов, составил почти 1,7 млн долларов (5 % оборота сферы туристических услуг). По состоянию на 2007 год крупнейшими группами иностранных туристов, посещавших Хойан, были граждане Франции и Австралии, за ними следовали граждане Германии, США и Великобритании. Вслед за большой туристической «пятёркой» шли испанцы, японцы, канадцы, голландцы, датчане, шведы, новозеландцы, итальянцы, швейцарцы, бельгийцы, норвежцы и австрийцы. В 2011 году Хойан посетило около 1,5 млн туристов, а в 2016 году - свыше 2,6 млн туристов, что на 17,9 % больше, чем в 2015 году. Доход от продажи входных билетов составил 172,5 млрд донгов, увеличившись на 36 % по сравнению с 2015 годом. К 2016 году в Хойане активно развивались новые виды туризма, в том числе туры на велосипедах, туры по окрестным деревням, дайвинг и водные виды спорта на Тямских островах. Власти и частный сектор инвестировали средства в инфраструктуру, в том числе в парковки, станции отдыха, общественные туалеты, а также в расширение пляжей и причалы для катеров.
ИсторияПраисторический периодВ древности территория современного Хойана входила в ареал культуры Сахюинь. К археологическим реликвиям последнего периода культуры Сахюинь (200 год до н. э. - 200 год н. э.) относятся погребальные кувшины, инструменты, каменные украшения, керамика, стеклянные и металлические изделия. Все они были найдены на территории районов Камха, Тханьха, Камфо и Камтхань. Люди культуры Сахюинь вели торговлю с Китаем, центральным и южным Вьетнамом, о чём свидетельствуют найденные китайские медные монеты и железные предметы, относящиеся к Донгшонской культуре и культуре Бапнома. Археологические раскопки в деревне Байонг показали, что Тямские острова, расположенные рядом с Хойаном, были заселены более 3000 лет назад. Тямский периодВ первые века нашей эры культуру Сахюинь сменили пришлые австронезийцы-тямы, занявшие побережье центрального Вьетнама. Хойан, известный в ту пору как Ламапфо, был крупнейшим городом царства Линьи, столица которого, Симхапура, располагалась на месте современного городка Чакиеу (на полпути между современным Хойаном и Мишоном). В IV веке правящие круги Линьи подверглись индийскому культурному влиянию и приняли индуизм. Ламапфо был крупнейшим портом тямских земель, который участвовал в оживлённой международной торговле и служил важным перевалочным пунктом на торговом пути между южным Китаем в восточной Индией. Расцвету Хойана способствовала и близость Мишона - главного религиозного (шиваитского) центра страны тямов. Власть периодически переходила от одной приморской области к другой, но неизменным оставался статус Мишона, расположенного в долине реки Тхубон. Здесь проводились важнейшие царские церемонии, что способствовало религиозному и культурному сближению разрозненного населения Тямпы, появлению общих ценностей и социальной интеграции жителей изолированных долин. Во второй половине IX века столицей Тямпы стал город Индрапура, где был построен грандиозный комплекс Донгзыонг (руины города и храмового комплекса расположены на территории современного уезда Тхангбинь, южнее Хойана). Воспользовавшись относительной стабильностью IX-X веков, тямские цари включили свои порты в морской Великий шёлковый путь и разбогатели на посреднической торговле. В этот период процветала морская торговля между империей Тан и Аббасидским халифатом, а порты Тямпы славились тем, что исправно снабжали пресной водой, провизией и снаряжением заходившие в них торговые суда. Китайские монахи построили в X веке в Хойане храм, посвящённый Амитабхе (его посещали заходившие в порт китайские купцы и матросы). Одна часть тямских мореходов перевозила товары между Китаем и Индией (шёлк, пряности, фарфор, слоновую кость, золото, каламбак и алоэ), другая часть промышляла пиратством в Южно-Китайском море. Статуя Гандхары IX века. Хойанский музей истории и культуры В порт Ламапфо заходили китайские, арабские и персидские суда, здесь торговали шёлком, жемчугом, панцирями черепах и ценными сортами древесины. Среди найденных в Хойане артефактов тямского периода - фундаменты зданий, колодцы, остатки храма в деревне Камтхань, каменные статуи, в том числе танцующего Гандхары и бога удачи Куберы, а также глиняная посуда и керамика из Китая и Ближнего Востока, ювелирные изделия и цветное стекло. Из Ламапфо товары следовали в столицу Индрапуру, а паломники - в Мишон. В период династии Мин (XIV-XV век) Тямпа входила в число важнейших торговых партнёров Китая. Согласно китайским источникам, из-за высоких налогов порты Тямпы имели не слишком хорошую репутацию среди купцов и капитанов судов. Все корабли, заходившие в Хойан, должны были выгрузиться в порту. Все грузы специальные чиновники записывали на пергаменте, после чего изымали пятую часть в пользу царской казны. Большая часть товаров, которыми торговали в портах Тямпы, была иноземного происхождения и не предназначалась для внутреннего рынка. Тямы были скорее мореплавателями и посредниками, чем купцами. Китайские купцы, прибывавшие в Тямпу при попутном ветре, затем два месяца были вынуждены ожидать, пока муссон начнёт дуть в обратную сторону. Это способствовало тому, что в тямских портах появлялись особые кварталы, в которых жили китайские купцы и моряки, строились конторы китайских гильдий и землячеств, китайские склады, постоялые дворы, жилые дома и храмы. В X-XV веках крупнейшим перевалочным пунктом Тямпы был Хойан. В ожидании хорошей погоды и попутных ветров в этом порту постоянно находилось много иностранных моряков и торговцев, некоторые из которых женились на местных женщинах. Со временем тоннаж судов становился больше, а устье реки Тхубон заносило песком, и постепенно морская торговля перебазировалась в соседний Дананг. В 1402 году под угрозой массированного вторжения тямский царь уступил вьетам северную часть нынешней провинции Куангнам. Однако вьеты не остановились на достигнутом, они направили поток переселенцев в южную часть Куангнама, а также захватили северную часть нынешней провинции Куангнгай. Во главе местного населения вьеты ставили тямских князей, перешедших на сторону победителей, а недовольных тямских крестьян усмиряли налоговыми послаблениями и раздачей земли. Лишь очередная китайская оккупация Дайвьета (1407-1427) ненадолго приостановила продвижение вьетов на юг. Заселение и ассимиляция тямских земель были настолько масштабными и успешными, что когда в 1433 году тямы выступили в поход на Дайвьет, большинство жителей Куангнама сражалось уже на стороне вьетского императора. Дайвьетский периодСогласно семейным летописям, в XV веке Хойан и окрестные земли заселили выходцы из Тханьхоа, Нгеана и Хатиня, в том числе и члены кланов Чан, Нгуен, Хуинь и Ле. Вьеты смешивались с тямами и занимались преимущественно заливным рисоводством и рыбной ловлей. Со временем стали появляться ремесленные деревни и кварталы, которые специализировались на отдельных изделиях. Некоторые из этих посёлков сохранились до сих пор, например, деревня резчиков по дереву Кимбонг или деревня гончаров Тханьха. В XV-XVIII веках Хойан был оживлённым морским портом династий Ле и Нгуен, сюда часто заходили китайские, японские, малайские, индийские, а также португальские и голландские купцы. В 1535 году в Файфо из Дананга прибыл первый европеец - португальский капитан Антонио де Фариа, искавший место для новой колонии наподобие Макао или Гоа. После него испанские и португальские францисканцы и доминиканцы пытались обосноваться в Хойане, но так и не смогли закрепиться в городе надолго. В конце XVI века один из князей Нгуен, Нгуен Хоанг, стал независимым правителем центрального Вьетнама и существенно расширил порт Хойана. Нгуены были более открыты для внешних связей, чем их соперники Чини, они вели оживлённую торговлю с Китаем, Японией и португальцами. Нгуены нуждались в современном оружии, которое им поставляли португальцы, и в ответ разрешили тем в 1615 году основать в Файфо иезуитскую миссию. В 1617 году Файфо в качестве доверенного лица сёгуна Токугавы посещал англичанин Уильям Адамс. В 1624 и 1640 годах в Файфо побывал французский иезуит Александр де Род, разработавший письменность куокнгы на основе латинского алфавита. Однако Нгуены сочли его миссионерскую деятельность опасной и изгнали из страны. Постепенно Хойан превратился в один из крупнейших портов Восточной Азии, здесь сложились процветающие кварталы китайских и японских торговцев. Через Хойан шли товары из Европы и Индии в Китай и Японию. В результате исследования утонувших кораблей была обнаружена вьетнамская и другая азиатская керамика, которую перевозили из Хойана в Египет. Процветанию Хойана способствовала и внешнеторговая политика империи Мин. Китай запретил прямой экспорт некоторых товаров в Японию, из-за чего японские купцы периодов Адзути-Момояма и раннего Эдо (до начала второй трети XVII века) были вынуждены обходить этот запрет и покупать китайские товары в Хойане. Присутствие иностранных купцов в Хойане (Файфо) было столь значительным, что уже к концу XVI - началу XVII века в городе существовали китайская и японская фактории. Их разделял канал, через который японцы в 1593 году перекинули крытый мост (позже сооружение, получившее название «Японский мост», неоднократно восстанавливали представители китайской общины). У каждой фактории был свой управляющий, представлявший интересы общины перед вьетскими властями, и свои своды внутренних правил. Согласно описанию китайского буддийского монаха Ши Дашаня, посетившего Хойан весной 1695 года по дороге ко двору Нгуенов в Хюэ, город представлял собой оживлённый порт, куда съезжались купцы со всей Азии. Главная торговая улица длиной около четырёх ли (современные улицы Чанфу и Нгуензуйхьеу) шла вдоль реки Тхубон и была застроена с обеих сторон зданиями, в которых жили выходцы из Южного Китая - фуцзяньцы, гуандунцы (кантонцы), чаочжоусцы и хайнаньцы. Улица заканчивалась у Японского моста, за которым раскинулся район Камфо. На другом берегу пришвартовывались иностранные корабли, с которых различные товары выгружались на пристань. Кроме китайцев и японцев, во второй половине XVII - первой половине XVIII века частыми гостями в Файфо были голландцы, французы, испанцы и португальцы, некоторые из которых также имели в городе небольшие фактории. Параллельно с европейскими торговцами в Файфо действовали и католические миссионеры из различных монашеских орденов. В начале 1770-х годов вспыхнуло восстание тэйшонов, направленное против Нгуенов. Вскоре Чини разбили ослабленных Нгуенов и захватили Хюэ, однако в 1786 году сами были разбиты тэйшонами. После установления власти династии Тэйшон соседний Дананг получил торговые привилегии. Вместе с заиливанием устья реки Тхубон возвышение Дананга нанесло сильный удар по процветанию Хойана. В 1787 году был подписан Версальский договор, по которому французы обещали восстановить власть правителя Нгуен Фук Аня, а взамен получали порт Хойан и ряд привилегий. Однако, договор не был осуществлён из-за революции, вспыхнувшей во Франции. В 1802 году армия Нгуен Фук Аня при поддержке французских советников и инструкторов окончательно разбила тэйшонов, а он сам был коронован в Хюэ в качестве первого императора династии Нгуен. В благодарность за военную помощь новый император, взявший себе имя Нгуен Тхе-то, предоставил французам исключительные торговые преференции в порту Дананга. С начала XIX века Хойан переживал период экономической стагнации. Однако сокращение доходов местных торговцев во многом позволило сохранить нетронутой историческую застройку. Из-за отсутствия ресурсов купцы не перестраивали старые деревянные здания и очень редко применяли при реконструкции современные материалы. Дайнамский период В Дайнамский период (1802-1945) династия Нгуен активно развивала свою столицу Хюэ и главный порт Дананг, а соседний Хойан находился в тени этих оживлённых городов. Однако китайские торговцы продолжали посещать Хойан, где продавали свои товары или обменивали их на местные ремесленные изделия. Во время сезона тайфунов (с августа по октябрь) китайские купцы и моряки на длительное время задерживались в городе, завязывая отношения с местным населением. Некоторые китайцы женились на местных женщинах и основывали в Хойане торговые компании. Главные торговые улицы Чанфу, Нгуензуйхьеу и Нгуентхайхок изобиловали китайскими магазинами, складами привозных товаров и экспортно-импортными конторами. В 1884 году французы получили контроль над Аннамом и всем Вьетнамом, которые в 1887-1954 годах входили в состав Французского Индокитая. В колониальный период Хойан стал одним из центров националистического движения провинции Куангнам, в 1927 году в городе была основана Ассоциация молодых вьетнамских революционеров. В 1940 году, согласно соглашению с режимом Виши, Вьетнам перешёл под контроль Японии, которая хозяйничала в стране до Августовской революции 1945 года. Жители Хойана и окрестных деревень принимали активное участие в революции, за что 22 августа 1998 года город получил почётное звание «Героя народных вооружённых сил». Современный период После окончания Второй мировой войны усилилось противостояние между националистами из Вьетминя и французскими колониальными силами, апогеем которого стала битва при Дьенбьенфу в 1954 году. Победа Вьетминя привела к расколу страны на Северный и Южный Вьетнам, а демилитаризованная зона между ними располагалась севернее Хойана. Во время Вьетнамской войны (1959-1975) недалеко от Хойана происходили крупные вооружённые столкновения (например, битва за Хюэ в январе - марте 1968 года и битва за Кхамдык в мае 1968 года), но сам город сильно не пострадал. Из-за этого сюда стекались многочисленные беженцы, спасавшиеся от репрессий и военных действий. В 1964 году в Хойане был восстановлен католический собор, изначально построенный в 1903 году французскими миссионерами (в город бежало много вьетнамских католиков, которых на севере преследовали коммунисты). В марте 1975 года в ходе Весеннего наступления северовьетнамские войска захватили Хюэ, Дананг и Хойан. В феврале 1979 года вспыхнула Китайско-вьетнамская война, которая косвенно затронула и китайскую общину Хойана (после окончания войны власти подвергли репрессиям всех китайцев Вьетнама). В 1985 году старый город Хойана был объявлен объектом национального культурного наследия. Его древняя застройка, являющаяся государственной собственностью, охраняется законом о культурном наследии (принят в 2001 году и дополнен в 2009 году) и законом о туризме (принят в 2005 году). В 1999 году старый город Хойана был внесён в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Финансовые вливания позволили горожанам отреставрировать часть старинных домов и превратить центральные кварталы в пешеходную зону (правда, открытую для велосипедов и мопедов). Туристический бум, начавшийся в середине 1980-х годов и заметно возросший с конца 1990-х годов, существенно изменил до этого спокойный уклад тихого сельского городка, а также структуру его экономики и занятости населения. В 2000 году недалеко от побережья Хойана завершились масштабные подводные раскопки на месте утонувшего судна с вьетнамской керамикой XV века (в них участвовали специалисты Национального музея вьетнамской истории и морские археологи Оксфордского университета). На поверхность удалось поднять более 250 тыс. неповреждённых керамических изделий. В августе 2000 года за успехи в деле реконструкции исторического наследия Хойану было присвоено звание «город-герой социалистического труда». В ноябре 2017 года Хойан серьёзно пострадал от тайфуна Дамрей: были затоплены многие улицы, храмы и первые этажи исторических зданий. Этимология В древности город назывался Ламапфо (Lam Ap Pho или «город Линьи»). На Западе и в Китае город исторически был известен как Файфо и Хайпу соответственно. Это слово получилось от вьетнамского H?i An ph? («город Хойан»), которое позже сократился до Hoi pho и Faifo. В 1954 году Файфо был обратно переименован в Хойан, что переводится как «место спокойных встреч». * По материалам: Wikipedia (Старый город Хойан) Яндекс карта: (9) |