mapsia.ru
Выберите регион
Музыка Россия
Смоленск
Руины Собора на Протоке - На карте - Как добраться

Тип:

Имя:


Руины Собора на Протоке (40)
Перейти:

Нажмите левой кнопкой мыши для приближения карты и фото (и удерживайте нажатой клавишу)

Описание:

Этот памятник стал известен науке более ста лет тому назад. В восточном предместье Смоленска, в полях за р. Рачевкой, высился огромный "курган", прикрывавший руины неведомого древнего здания.

Место расположения храма и история

Он привлёк внимание строителей Орловско-Витебской железной дороги, которые в 1867 г. начали использовать его как карьер для добычи щебня. Вскоре открылись части стен и столбов разрушенного храма, сложенного из тонкого кирпича-плинфы и сохранившего местами на стенах значительные остатки древней живописи. Разрушение холма приостановили, и в 1867-1869 гг. были проведены его частичные раскопки под руководством учителя смоленской гимназии М. П. Полесского-Щепилло. Эти раскопки дали первые сведения о памятнике, который не был тогда вскрыт до конца. Однако посетивший раскопки В.В. Суслов в 1889 г. очень бегло осмотрел руины храма и дал следующее заключение: "Всё, что было интересного в этом храме, видимо, было извлечено при первоначальных раскопках, так что дальнейшие исследования этого храма, по моему мнению, не представляют научного интереса. Охранение же существующих ныне столбов и частей стен также надо считать лишним, ибо научных данных в них очень мало, а между тем поддержание развалин потребует ежегодных расходов".

Дальнейшие раскопки стали проводиться уже в середине прошлого столетия известными учеными Н.Н.Ворониным и П.А. Раппопортом. К сожалению основной причиной начала раскопок стали не стремления смолян к изучению и сохранению истории древней архитектуры Смоленска. Причина была банальна — застройка города подошла вплотную к холму и он стал использоваться как карьер для щебня.

В 1962 г. были начаты археологические раскопки, результаты которых превзошли самые смелые ожидания. В 1962-1963 гг. храм был раскопан полностью. Оказалось, что это был «большой четырехстолпный храм, несколько вытянутый по оси восток – запад. С трех сторон к нему примыкает галерея, западная часть которой выделена в самостоятельное членение – как бы нартекс храма. К этому нартексу с запада пристроен притвор. К северо-западному и юго-западному углам комплекса примыкают маленькие четырехстолпные храмики».

Напротяжении раскопок было установлено, что Храм был построен на второй надпойменной террасе Днепра в устье глубокого сухого лога, опускающегося к Днепру и поднимающегося к югу в сторону высоких холмов, окаймляющих днепровскую долину. Ручей, который протекал к западу от руин, ещё сто лет тому назад носил название Крупца, а позже именовался Протокой. Николай Воронин и Петр Раппопорт пришли к выводу, что собор на Протоке был построен той же епископской строительной артелью в самом конце XII века, вскоре после возведения небольшого храма на Большой Краснофлотской улице. Точно определить дату строительства сложно, так как это соборный комплекс и возводился он не сразу. Причем, каждая его часть возводилась как отдельное законченное сооружение и строительство комплекса продолжалось дальше только после того, как один из его элементов был полностью закончен. Таким образом можно предположить, что строительство храма растянулось более чем на десять лет.

Во время археологических раскопок были открыты многочисленные фрагменты древней живописи. «От росписи комплекса сохранились остатки, относящиеся главным образом к панелям храма. Они украшались росписью двух видов: ярусом белых завес или подражаниями облицовке стен инкрустированным мрамором («полилития»). Выше панелей шли лицевые фигурные изображения (жертвенник). Столбы в нижней части были расписаны белыми завесами (северо-восточный столб) или декоративными мотивами, подражающими импортным тканям (юго-западный столб). Аркосолии расписывались постепенно, по мере их заполнения погребениями. На тыльной стене ниши помещалась композиция типа моления, или деисуса, а сама гробница декорировалась росписью, имитировавшей покров из драгоценной узорчатой ткани. Роспись характеризовалась красочностью и любовью к орнаментации. Роспись стен галерей была мельче и приближалась к станковой, в центральной же части храма роспись более монументальная».

Некоторые ученые предполагают, что в росписи собора на Протоке мог принимать участие и сам св. Авраамий. Так как он не только переписывал книги в скриптории, мастерской по переписке рукописей, но и был иконописцем.

Необходимо также отметить и то, что в смоленских храмах этого периода, в подавляющем большинстве случаев (как и в соборе на Протоке), в качестве завес не использовалась очень дорогая импортная ткань, а рисовалась на стенах ее имитация. Николай Воронинм обратил внимание на то, что в храме на Протоке, древние художники не просто слепо копировали орнаменты или рисунки на дорогих тканях и писали полилитию, а вкладывали в них какой-то тайный «глубинный» смысл. А это тоже косвенно может свидетельствовать том, что если сам св. Авраамий и не принимал личного участия в росписи, то производилась она, несомненно, под его руководством. – «Специальному исследованию подлежит явно ощутимая даже в росписи панелей символика храма на Протоке. Это и формы крестов на завесах и загадочные орнаментированные знаки в обрамлении панно полилитии на северной плоскости северо-западного столба. Все эти мелкие подробности явно имели свой сокровенный «глубинный» смысл и, может быть, связывались с содержанием росписи в целом. Возможно также, что они служили символами какого-то скрытого «еретического» замысла». Почти все вновь обнаруженные уникальные древние росписи были сняты со стен храма и вывезены в Ленинград. Там они были отреставрированы и сейчас экспонируются в Петербурге, в государственном Эрмитаже. Небольшие фрагменты фресок, которые достались Смоленскому музею-заповеднику до сих пор нигде постоянно не экспонируются. И даже более того, очень может быть, что часть фрагментов фресок найденных еще в 1962 – 1963 годах до сих пор остаются не разобранными и не отреставрированными.

Храм на Протоке выделяется из среды своих современников и своими крупными размерами, которые сравнимы с размерами древнего кафедрального Успенского собора. Величина памятника свидетельствует об его общественной значимости и незаурядности. Обилие изображений деисуса в росписи, может быть, оправдывает высказывавшееся в литературе предположение о посвящении храма Спасу и позднейшее название руин "Большим Спасом на Окопах". Не исключено, что он был основан епископом Игнатием (упом. в 1206 году) и посвящен «положению риз богоматери»; в этом монастыре игумствовал после прекращения гонений на него » Авраамий Смоленский.

Очень вероятно также предположение, что храм был собором загородного монастыря.

Упоминания

1. Н. Крылов, Памятник XII века. «Рабочий путь», 27 апреля 1963 г.

«Среди уникальных памятников архитектуры XII вка в Смоленске наибольший интерес представляет церковь Большого Спаса в районе Рачевки. Раскопки 1962 года дали исследователям богатейший материал об этом некогда величественном памятнике зодчества, пополнили сокровищницу древнерусского искусства изумительными произвдениями живописи — фресками (роспись по штукатурке). …

….Найденные древнерусские произведения искусства говорят о высокой самобытной культуре Смоленска XII века. И несомненно, что раскопки, которые будут продолжены и в этом году, принесут много интересного, приоткроют еще одну страничку нашего города».

Дополнено 01.08.2015 (1)

2. Об авторе:

….«… Большой вклад в возрождение смоленских музеев внесли старейшие сотрудники музея: Алексей Евстигнеевич Минкин, Аба Моисеевич Хенкин, Мария Александровна Захаренкова, Анастасия Петровна Белова, Григорий Аронович Школьник, Владимир Иванович Шкудо, Николай Сергеевич Крылов, Дмитрий Иванович Будаев, Евгений Альфредович Шмидт, Виктор Федорович Кугаков, Тамара Кузьминична Королева, Борис Яковлевич Индикуленко …».

….Смоленский государственный музей-заповедник, История

….3. Большой Спас = Большой Спас на Окопах = Собор на Протоке = Спасский собор на Протоке.

….Из Перечня ОКН-фед:

….Перечни объектов культурного наследия, г. Смоленск, Перечень объектов культурного наследия федерального значения…

….По Воронину-Раппопорту:

….«… У местного населения руины назывались “Большой Спас на Окопах”. Мы принимаем название храма по географическому признаку. Он находился около ныне исчезнувшего ручья Протоки. …».

….«… Храм на Протоке выделяется из среды своих современников и своими крупными размерами. … Эта величина памятника свидетельствует об его общественной значимости и незаурядности. Обилие изображений деисуса в росписи, может быть, оправдывает высказывавшееся в литературе предположение о посвящении храма Спасу и позднейшее название руин “Большим Спасом на Окопах”. 28) …

….28) Белогорцев И. Д. Кирпичные постройки XII в. в Смоленске. – В кн.: Материалы по изучению Смоленской области. Вып. V. Смоленск, 1963, с. 131. …».

….Н.Н. Воронин, П.А. Раппопорт: Зодчество Смоленска XII – XIII вв., Собор на Протоке, стр. 300, 336.

Дополнено 03.08.2015 (2)

4. Фрагмент схемы расположения памятников XII-XII вв.

fr-map-ancient-constructions_voronin-rappoport-smolensk_p334

….Рис. 171. Схема расположения древних смоленских памятников (фрагмент).

1. Духов монастырь. Его развалины расположены на возвышенном берегу Днепра при впадении безымянного ручья, близ д. Шейновки.

2. Собор на Протоке (см. с. 300).

3. Кирпичеобжигательная печь.

4. Церковь на Окопном кладбище (см. с. 287). …

….Н.Н. Воронин, П.А. Раппопорт: Зодчество Смоленска XII – XIII вв., Топографический обзор построек XII-XIII вв., стр. 333-335.

Дополнено 05.08.2015 (3)

5. На развалинах храма на Протоке разместились курятники и огороды.

ГТРК «Смоленск», Новости, Анастасия Артеменко, 24.06.2015 19:24

painting-church-protok_gtrk-smolensk

….«… Храм на Протоке (а именно так называют эту древнюю церковь) был обнаружен и исследован в 60-е годы прошлого века. Ученые предполагают, что этот монастырский храм был основан святым епископом Игнатием, и именно в нем подвизался Святой Авраамий Смоленский. Длина стены больше 40 метров. Фрагменты фресок со стен церкви на Протоке экспонируются в Эрмитаже, а остатки самого храма продолжают разрушаться. …

….Владимир Марков, историк:

«Я думаю, что в курятнике – это самая восточная часть собора на Протоке – часть центральной апсиды. Руины не в очень хорошем состоянии, они особо никем не охраняются и, вероятно, они особо никому не нужны». …».


* По материалам: Wikipedia (Руины Собора на Протоке)


Яндекс карта: (40)



-== Create by JAMERT ==-
MAPSIA